Ницше говорил, что нужно философствовать и ногами, и головой. Танец - это наитие, раскрепощение, экспрессия. Он приподнимает нас над повседневностью, добавляет в жизнь больше поэзии и искусства. Но в нем заложена и культура целых народов, и процессы, которые трансформируют организм.

ТАНЕЦ И ЗДОРОВЬЕ

Любая физическая активность помогает выбросу эндорфинов и уменьшают риск сердечных заболеваний. Журнал American College of Cardiology опубликовал исследование, в котором говорится, что даже 10 минут не слишком интенсивного бега в день увеличивает продолжительность жизни на несколько летА ведь танец не только обращает процессы старения в мозге, но и тренирует память. 

 

Благодаря танцу развивается чувство равновесия и увеличивается скорость реакции. Что говорить о болезни Паркинсона - неврологическом заболевании, которое начинает растворяться во время танцевальных движений! Во время тренировки происходит концентрация на собственных движениях, мозг работает в невербальном режиме, и мы начинаем лучше слышать и понимать свое тело. К тому же, танец настраивает на позитивные волны и добавляет уверенности в себе

НА ВОЛНАХ ФЕМИНИЗМА

МЭРИ ВИГМАН И АЙСЕДОРА ДУНКАН

В конце XIX века началось движение за раскрепощение тела. И, конечно, важную роль в этом движении сыграл танец, который во многом обязан женщинам! Этот расцветающий дух феминизма в искусстве привел к тому, что в 20-е появилось две крупные школы современного танца: Мэри Вигман и Айседоры Дункан.

Мэри Вигман, немецкая танцовщица, считала, что танец появился из женских переживаний, эмоций и знаний. Она же определила концепцию «экспрессивного танца», а классический балет понимала как танец марионеток. Вигман говорила, что любое движение должно не просто быть красивым, а должно выражать определенную эмоцию, какую-то внутреннюю необходимость

Первое произведение Вигман - это Танец Ведьмы, который она поставила в 1914 году для самой себя. Мэри считала, что каждая женщина - немного ведьма, сильная, обладающая какой-то тайной магией. И ее танец стал отображением этой чистой энергии. Это был танец женщины, осознающей свою чувственность. 

Реформа одежды тоже началась с танца, вернее с нескольких танцовщиц, одна из которых - Айседора Дункан. Она отказалась от корсета чулок и в жизни, и на сцене (и танцевала босиком), мечтая о том, что люди в будущем станут свободными, с абсолютно свободным телом. Дункан вдохновлялась Античностью, когда люди проводили время в пляске на зеленых лугах. Она хотела подражать вольному зверю, нагому дикарю, потому что они находятся в гармонии с природой (природу она, конечно, писала с заглавной буквы «П»). 

Интересно, что Дункан, также как и Вигман, поставила танец на тему силы, заключенной в женщине -  Танец Фурий. Это богини мщения в древнеримской мифологии, которых изображали, как ведьм - разъяренно, иногда с оскаленными зубами и растрепанными волосами.

Танец Айседоры Дункан поклонники воспринимали как бунт против принуждения культуры, как пространство индивидуальной свободы, где раскрывается собственное «я». Поэтому ее танец назвали свободным, вольным. 

АНТРОПОЛОГИЯ ТАНЦА

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ТАНЦУЮТ И ЧТО ОНИ ХОТЯТ ЭТИМ СКАЗАТЬ

В последней трети ХХ века появилась особая дисциплина — антропология движения и танца. Это об уникальном голосе каждой культуры, который мы можем слышать через их постановки и характер движений. Мы привыкли ассоциировать древние танцы с какими-то ритуалами, обрядами. Например, индийский женский танец бхаратанатьям исполнялся храмовыми танцовщицами. Сюжетами танца были легенды о божестве, духовные идеи. В бхаратанатьяме танцуют эмоции и состояния - любовь, отвращение, героизм, страх, радость, печаль, удивление, гнев и покой. Но он основан не только на движениях, жестах и настроениях - это еще и древний текст на санскрите Натьяшастра (трактат о театральном искусстве и теории драмы и музыки, III-IV века). 

Если возвращаться к русской традиции, то это пляска, которая обычно ассоциируется у нас с крестьянскими танцами. Это скоморохи, народные гулянья. Можно вспомнить трепак с притоптыванием и приседанием, который потом перешел в классический (!) балет («Щелкунчик», «Садко», «Петрушка»). 

 

Фламенко, считающийся испанским танцем, относят к цыганам, переселившимся на территорию Андалусии в XV веке. Они переняли местные музыкальные традиции и появился новый танец.  Примеров много, но важно то, что в танце содержится история народов и словарь поколений. 

 

Т - ТЕЛО,ТЕХНИКА,ТЕРМИНЫ

Трудно дать формальное определение танцу. Танец - это движение и перемещение в пространстве под музыку или ритм. Но в голове сразу возникают вопросы: перемещение куда, движение всего тела или какой-то его части? Где кончается просто движение и начинается танец? Какая должна быть музыка? Например, Мэри Вигман любила танцевать под звуки гонга, а Александр Сахаров, танцовщик из Российской империи, вообще танцевал абстрактные картины Кандинского.  Здесь нет правил, но есть множество интересных понятий. Техника тела, режимы функционирования тела и двигательная культура - одни из них.

техника тела

 

Этот термин предложил использовать французский этнограф и социолог Марсель Мосс в 1930 году. Техникой тела стали называть способы, которыми люди в разных обществах используют свое тело, своеобразные привычки тела в разных культурах.

режимы функционирования тела

 

Это различные состояния, которые человек может сознательно переключать. Тело может быть расслабленным, а может быть в тонусе, готовым к физическому упражнению. Хореографы используют эти состояния тела для создания впечатления и настроения у зрителя. 

двигательная культура

 

Алексей Гастев относил ее к двигательным умениям и навыкам, доступных отдельному народу. То, как мы пользуемся приборами во время еды тоже будет частью двигательной культуры.

 

Танец - это всегда о раскрепощении и об ощущении собственной энергии. Ведь в конце концов, танцоры пришли к освобождению от музыки, как навязанного чем-то из вне, и стали танцевать звуки собственного тела.

автор

Галина Голикова,

редактор Your Om