11/02/2021
МЫШЛЕНИЕ И ИСКУССТВО: КАК АБСТРАКЦИОНИЗМ УЧИТ НАС ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ СЕБЯ
Когда мы останавливаемся перед картиной в музее, мы интуитивно ощущаем, что она призвана передать мысль, вложенную в нее автором. Но какую? В этом материале Бэла Погосян рассказывает, какие принципы жизни угадываются в работах Джексона Поллока, Пита Мондриана и еще 5 художников-абстракционистов. А простые практики помогут не только считывать их, но и воплощать в жизнь.
Hilma af Klint

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
(1866–1944)
Русский художник–абстракционист утверждал, что определенное сочетание цветов связано с определенным настроением и реакцией. Вот как Канди́нский описывает состояние оттенка красного в своей книге «О духовном в искусстве»: «Киноварь приобретает постоянство острого чувства; ее можно погасить синим, как раскаленное железо остужается водою. Она горит, но больше внутри себя». Как и в живописи, в повседневности мы можем наблюдать свои ощущения и эмоции от цветов и оттенков, а также прослеживать их от наблюдения цветовых композиций. Ведь не всегда и не всем нравится неоновый розовый, правда? Чаще куда приятнее смотреть на пастельно-розовый. На ум приходят эксперименты доктора философии и мистика Рудольфа Штейнера, основанные на рассуждениях Гете о воздействии цвета на психику. Об этом можно подробнее узнать из его книги «Сущность цвета и тайна радуги».

Как можно применить идеи Кандинского в жизни? Представить, что все цвета, которые вы видите, носите, используете в повседневности — это музыка, которая звучит в вашей голове. Одна мелодия доставляет дискомфорт, погружает в тоску или даже в ярость, а другая возвышает. На какой волне вы хотите быть? Какие цвета вам приятно «слышать», а какие нет? Какие делают вас более счастливыми и гармоничными?
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК И ПИТ МОНДРИАН
(1912-1956 и 1872–1944)
Американский художник, лидер абстрактного экспрессионизма и создатель техники dripping, Поллок просто стелил полотно на пол в своей мастерской и разбрызгивал на него краску. Главным принципом было не затрагивать кистью холст — краска сама решит, куда ей «пойти» и как «лечь».

Наличие подобного «выбора» создает своего рода реализм, который можно противопоставить предметной живописи, являющейся во многом подражанием природе или «подключением» к коллективному бессознательному. Например, армянский философ и богослов Ованес Имастасер утверждал, что «созданная художником картина не в состоянии воспроизвести находящееся в движении живое существо, ибо всякая картина приблизительна, в ней и выдумка, и нечто от лжесвидетельства».

Чему можно научиться у Поллока и как применить это в жизни? Иногда мы планируем и контролируем свою жизнь так самозабвенно, что перестаем замечать, что Вселенная придумывает планы интереснее наших реалистичных иллюзий. Представьте на мгновение, что вы — художник, холст — ваша жизнь, а краски — ваши мечты. Отпустите их, и вы увидите, что они окажутся именно там, где нужно. Доверьтесь своему бессознательному. Но при этом сохраняйте и рациональную сторону. Выдерживайте баланс. Как? Об этом как раз говорит следующий художник.

Пит Мондриан обнажил структуру реалистичных картин и представил ее каркас, основную суть — ровные четкие сетки и закрашенные квадраты. Он — однозначно рацио ( лат. ratio — «разум»). Но что могут сказать работы Мондриана в жизни отдельного человека, а не в истории искусства? Человеческое сознание всегда пытается все объяснить и разложить по полочкам, чтобы защитить нас от внешнего и «опасного». С другой стороны, рациональное стремление все расставить по местам обеспечивает нам комфортное пребывание в материальном мире. Так мы можем погружаться в любимые занятия, чувствовать, мечтать и при этом минимизировать расход энергии. Мондриановская сетка в жизни — это хорошо, если в меру. Не забывайте одновременно быть немного и Питом Мондрианом и Джексоном Поллоком.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ И ДОНАЛЬД ДЖАДД
(1879-1935 и 1928-1994)
Американский скульптор-минималист и русский художник-супрематист говорят об одном — отсечь ненужное и оставить суть. Джадд закладывал новый фундамент знаний о цвете, пространстве и понятии объема и говорил, что его работы — это «простое выражение сложной мысли».

Малевич работал с живописью, но также затрагивал темы, которые были интересны Дональду. Казимир вошел в историю искусства как создатель супрематизма — авангардистского направления, в основе которого лежит рефлексия на тему фигур, цвета, симметрии и асимметрии. Малевич считал, что это «чистый акт творчества», человеческое высказывание вне подражания, которое сможет наконец сравниться с силой Природы. С духовной точки зрения исследования художника граничили с сакральной геометрией и алхимией. Он уходил в беспредметность, чтобы обойти правила человеческого существования и выйти к принципам творения Вселенной, выраженной в геометрических формах. Кстати, первые шаги в сторону нового направления были сделаны коллегой Малевича — Ольгой Розановой, которая работала с бессознательным и исследовала цвета.

Как проникнуться истинами Малевича и Джадда и применять их в повседневности?

1/ Устройте тотальную уборку и отсеките ненужное. Это не значит выбросить вещи или убрать их в одинаковые коробочки. Переосмыслите каждую форму, цвет, геометрическую композицию в доме. Подумайте, какие формы доминируют, какие цвета берут верх над остальными. Вдохновитесь работами супрематистов, переставьте предметы, добавьте других оттенков, уберите лишние.

2/ Вспомните «простое выражение сложной мысли» Джадда. Где вы можете поступить именно так? Может быть, в своей речи? Или в интерьере? Возможно, вы уже частично говорите на этом языке. Художники-минималисты помогут вам углубить свои познания. Попробуйте воспринимать искусство не как отдаленный недостижимый объект, а как пособие для жизни.
ХИЛЬМА АФ КЛИНТ И МАРК РОТКО (1862–1944 и 1903–1970)
Марк Ротко — американский художник-абстракционист, один из создателей живописи цветового поля. Хильма аф Клинт — художница из Швеции, чьи работы были недавно представлены в Музее современного искусства Guggenheim в Нью-Йорке. После этой выставки в мире искусства произошли изменения — первым абстрактным художником стала Хильма аф Клинт, а не Кандинский.

Что объединяет мастеров? Им обоим удалось максимально приблизиться к своему бессознательному. Дневники Хильмы рассказывают о том, как она вместе с подругами создала спиритическую группу «Пять» (De Fem), в рамках которой они вызывали духов и говорили с ними о бытие. Множество записей художницы посвящены гармонии жизни, основам человека, балансе и бессознательной силе, которая направляла ее руку в процессе творения. Одна из самых мощных серий картин Хильмы — «Для Храма».

Эту же тему продолжал Марк Ротко, только без спиритических сеансов. Художник читал Юнга и Фрейда, обращался к мифологии и периодически отталкивался от идеи коллективного бессознательного. Ротко очень серьезно относился к своей деятельности и воспринимал свою художественную практику скорее как духовную. Он не желал, чтобы его работы называли абстракцией. После смерти Ротко в Хьюстоне, штат Техас, была основана часовня (Rothko Chapel), в которой можно увидеть 14 полотен художника в разных вариациях черного цвета. Сейчас это место для медитации с библиотекой, в которой хранятся книги различных религий.

Опыт обоих художников учит нас доверять бессознательному, «отключаться», тем самым больше соединяясь с собой и природой. Мироощущения Хильмы и Марка как бы говорят нам, что чем больше мы гонимся за смыслами и интерпретируем происходящее, тем меньше открываемся нашему пониманию. Настоящее знание дает только доверие внутренним процессам, ощущениям и чувствам.
СПИСОК ФИЛЬМОВ И КНИГ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОГРУЖЕНИЯ
— «О духовном в искусстве», Василий Кандинский.
— «Сущность цвета и тайна радуги», Рудольф Штейнер.
— «Учение о цвете», Гете.
— «Психоанализ и искусство», Карл Густав Юнг и Эрих Нойманн.
— «Черный квадрат», «Супрематизм. По лестнице познания», Казимир Малевич.
— Donald Judd: Writings, Donald Judd.
— Фильм «По ту сторону видимого», (Beyond The Visible, 2020).
— Фильм «Поллок» (Pollock, 2000).
Бэла Погосян, художник и независимый
исследователь духовного в искусстве.