Слово
«травма» используется для описания эмоционально болезненных и тревожащих переживаний, которые лишают нас способности справляться с ситуацией, обессиливают. Другими словами, травма — это шок или ранящий опыт, который вредит психике. Согласно Джудит Херман, психиатру и авторке книги «Trauma and Recovery», он парализует нашу естественную адаптацию к жизни. Но как это связано с климатом?
По мнению американских психологов, каскад природных явлений, вызванных деятельностью человека, становится стрессом для всей биосферы. А помимо того, что кризис затрагивает психику каждого человека в отдельности, он влияет на общество в целом на каждом уровне отношений: социокультурном, общественном, профессиональном и семейном. Некоторые исследователи говорят о претравматичском стрессовом расстройстве (будто травма только предстоит). Однако многие приходят к выводу, что
мы столкнулись с новым типом психологической травмы — климатической (climate trauma). Влияние климатической травмы чаще всего отмечают непосредственные участники природных катастроф. Жители мегаполиса в средней полосе редко попадают в такие условия. Но постоянное нахождение в инфополе, наполненном сообщениями о природных катастрофах, подпитывает нас тоской и заражает травмами других через эмоциональное слияние. Наша психика по привычке больше откликается на негативные переживания, поэтому мы начинаем фокусироваться на менее очевидных экологических проблемах вокруг: вырубка соседнего сквера под постройку дома, переполненные урны, автомобильный смог и бензиновые разводы на асфальте. На фоне новостных лент мы вовлекаемся все сильнее и замечаем все больше подобных триггеров. Даже в путешествиях мы наблюдаем уже не красивые закаты, а пляжи, утопающие в пластиковых отходах.
Климатическая травма — это глобальная сокрушающая ситуация, в которой человечество выступает и как жертва, и как агрессор. Психотерапевт Бенджамин Уайт в журнале Ecopsychology
подчеркивает ее глубину и наши реакции на нее. Новизна этого явления обусловлена еще и временем. Обычно о травме говорят как о прошлом опыте с последствиями в настоящем. Но в контексте климата мы подвергаемся угрозе в настоящем моменте: видим и ощущаем аномальные изменения, читаем заголовки о гигантских лесных пожарах в Австралии, Сибири и Амазонии, слышим о наводнениях и ураганах. Вместе с экологией меняется и наше представление о будущем существовании как личностей, так и человечества в целом. Растет количество тревожных и депрессивных расстройств, которые ряд авторов также связывают с экзистенциальной тревогой. Она рождается после контакта с осознанием «мы все испортили и рассчитывать не на кого».