Карл Юнг еще в 1916 году рассматривал движение и танец как форму активного воображения: подобно тому, как образы и ассоциации мы переносим на «язык» слов и рисунков, мы можем выразить их телом. Тогда профессиональное сообщество не приняло идею всерьез и вернулось к ней уже во второй половине XX века. Но мысли Юнга все же нашли отклик у профессиональных танцовщиц и хореографов, которые интересовались терапевтической силой танца.
АЙСЕДОРА ДУНКАН
Айседора Дункан вдохновлялась природой и искусством древней Греции и видела в танце способ выражения своей индивидуальности и творческой реализации, возможность прикоснуться к глубинам души. Айседора отказалась от классического понимания танца — оно казалось ей неестественным своей строгостью и точностью действий. Ее техника хоть и ограничивалась небольшим набором движений, но передавала оттенки эмоций и чувств. Каждый жест был наполнен глубиной. Айседора вернула в танец спонтанность и аутентичность: «Я открыла искусство танца — искусство, утраченное две тысячи лет назад». В источниках нет подтверждения того, что Дункан была знакома с работами Юнга, однако жили и работали они в одно время.
МЭРИАН ЧЕЙС Танцовщица и преподавательница модерн (modern dance, в основе— отказ от академических догм) Мэриан Чейс была первой, кто применил танец в качестве терапии. Работая с детьми и подростками в специальных школах и клиниках, она заметила, что ее учеников больше интересовал вопрос самовыражения, чем техники. Тогда Мэриан стала делать акцент на свободе движений и проявлении чувств. Ее деятельность впечатлила психиатров — они стали присылать к ней своих пациентов. Испытывая настоящую радость от инстинктивного движения, Мэриан Чейс буквально «заражала» своих учеников: пациенты, считавшиеся безнадежными, на ее сеансах выражали свои чувства и взаимодействовали в группе. Эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений помогало Мэриан понимать эмоции другого человека во время танца. Она считала, что любые нарушения в теле являются неудачной адаптацией организма к боли, страху и конфликтам. А движения помогают пациентам выразить то, что порой не поддается вербализации.
ТРУДИ ШУП Профессиональная танцовщица и первопроходец в лечении психических заболеваний с помощью танцевальной терапии,
Труди Шуп исследовала влияние танца у больных шизофренией. Свою работу она сосредоточила на катарсическом высвобождении сдерживаемых чувств и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Труди замечала зажимы и несоответствия в телах пациентов. Она хотела вновь вернуть их к самим себе, помочь им «создать» такое тело, которое вновь позволит им нормально функционировать: «Моей первоначальной заботой является возрождение таланта тела к получению удовольствия, попытка вылечить эмоциональную рану тем, что включить человека в новое и позитивное чувство по отношению к своему телесному "я"».
МЭРИ СТАРКС УАЙТХАУС Мэри Старкс Уайтхаус начала обучение психотерапии будучи заинтересованной идеями Юнга об активном воображении. Объединив знания о танце и психологии, она нашла им применение в групповой работе, где пыталась проложить путь к бессознательным переживаниям личности через развитие внутреннего наблюдателя. В ходе этого процесса тело как бы открывает доступ к давним забытым переживаниям, чтобы танцующий вновь прожил их осознанно и с принятием. Мэри называла этот процесс движением в глубину (movement-in-depth), которое позже получило название аутентичное движение. Практикующий выражает себя через танец с закрытыми глазами, отдавшись импульсу. Его партнер — свидетель, наблюдает за своими чувствами и ощущениями во время этого танца. На их взаимодействии строится терапия.