Более 2000 лет назад юноша по имени Сиддхартха решил положить конец страданиям и начал искать способы это реализовать. Но не во внешнем мире, а в глубинах собственного разума. После долгих лет тренировок ему удалось постичь, что причины страданий и источник счастья спрятаны в уме, а путь к просветлению — это практика осознанности, которая учит видеть вещи такими, какие они есть, без эмоциональных фильтров. После этого он под именем Будды 40 лет путешествовал по северу Индии и учил осознанности всех, кто был готов его слушать. Помимо него на протяжении веков множество других монахов, аскетов и мудрецов разных религиозных традиций также продвигали идею того, что сущность человека изначально чиста, умиротворена, мудра и сострадательна, нужно лишь найти ее за облаками эмоций.
Медитация ассоциируется с индуизмом или паломничеством в Тибет, но созерцательные техники и методы концентрации — это не только про перебирание четок на берегу Ганги. Например, в исламском суфизме медитативная практика называется «зикр» — «поминание». Это практика повторения имен Бога, мысленно или вслух, в одиночестве или в кругу, с вниманием к дыханию, ритмизированными движениями или в молитвенной позе. Дервиши (монахи) используют зикр в своей телесной практике — кружениях, чтобы погрузиться в сердце и познать единение с миром. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь», первым шагом к любви и избавлению от желаний.
В брацлавском хасидизме, одном из течений иудаизма, есть практика «hitbodedut» — в переводе «уединение». Это метод интеллектуальной медитации в форме беседе с Богом: на своем родном языке, эмоционально и неформально, опираясь на поток мыслей и чувств. Ребе Нахман, основатель учения и проповедник, говорил, что лучшее место для этого ритуала — на природе, ведь
«когда человек медитирует на полях, все травы присоединяются к его молитве и увеличивают ее эффективность и силу». А одно из древних христианских мировоззрений — исихазм (греч. «внутренняя тишина») использует практику молитвы-медитации. Во время ее повторения поддерживается контроль за всеми внутренними помыслами. Такая концентрация помогает свести ум в сердце: сделать его молчаливым и подготовить к созерцанию Божественного света в духовном сердце.