31/07/2021
СИЛА АРХЕТИПА: ЮНГИАНСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВНУТРЕННЕМУ МИРУ
Являемся ли мы полноправными хозяевами своей жизни? Зачастую мы убеждены, что да — Эго и есть психика. Но глубинная психология, ориентированная на изучение бессознательных процессов, утверждает, что Эго подобно острову посреди океана и постоянно находится под воздействием автономных сил. Каких? В этой статье клинический психолог Сергей Кононенко рассказывает об основных архетипах, выделенных Карлом Юнгом, и объясняет, почему важно осознавать их влияние на нашу жизнь.







Marieke Verdenius
АРХЕТИПЫ — ЭТО...?


Архетипы — это врожденные схемы нашего восприятия и поведения. Швейцарский психиатр и родоначальник аналитической психологии Карл Густав Юнг называл их «инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники». Иными словами, архетипы — вечные сюжеты, которые мы проигрываем вне зависимости от культурного контекста (вспомним конфликт отцов и детей, ритуалы инициации, переход во вторую половину жизни).

Эти самостоятельные элементы психики можно сравнить скорее с «контурами» образов, чем с самими образами. Они наполняются содержанием, когда поднимаются ближе к сознанию и являются нам в сновидениях, религиозных верованиях и мифах. Мы также можем распознавать их в художественных образах. Например, Дамблдор из книги «Гарри Поттер» восходит к вечному литературному персонажу Мерлину, а тот — к архетипу Мудрого Старца (в юнгианской литературе — Senex).

В этом материале мы разберем основу: Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.

ПЕРСОНА (PERSONA)
Персона — коллекция масок, помогающих нам адаптироваться к внешнему миру и успешно играть социальные роли. За ней могут скрываться наши уязвимые места и слабые стороны. Но значит ли это, что пребывая в Персоне мы притворяемся? Нет. Каждая из масок, которые мы используем в течение дня, не идентична личности, но является ее частью. Психическую жизнь можно сравнить с кристаллом — только грани, обращенные к внешнему миру, отражают Персону.

Однако иногда Персона может захватывать человека. В таких случаях маска «прирастает» к лицу — мы путаем ее со своим уникальным и многогранным внутренним миром. Как выглядит подобная замена человека Персоной? Примером может стать психолог, который анализирует своих близких или раздает каждому знакомому аналитические интерпретации. Или учительница, которая относится к собственным детям как к школьникам.
ТЕНЬ (SHADOW)
Это то, кем человек не хотел бы быть. То, что мы не знаем о себе, либо знали когда-то, но вытеснили под воздействием обстоятельств. Тень формируется в процессе взросления — постепенно мы знакомимся с рамками, ограничениями и табу: в семье, на детской площадке, в гостях, в школе и университете, на работе. Все, что не одобряется, уходит в Тень. Там могут храниться как очевидно антисоциальные аспекты, так и положительные. Последние — например, стремление к успеху и творческому самовыражению — как правило, скрываются за ложными установками и убеждениями.

Полностью познать Тень нельзя — она живет в бессознательном мире. Но наше Эго тоже частично помещено в бессознательное, поэтому иногда мы «выхватываем и перебрасываем» на других свои теневые качества. Это называется проекцией, распознать которую можно, если начать обращать внимание на то, что в людях или ситуациях вас раздражает или злит. А также отмечать свою реакцию, если вам присвоили недостаток, наличие которого вы в себе отрицаете. Сильные эмоции (например, гнев) могут указать на вашу Тень, отраженную в другом.

Этот архетип нельзя уничтожить и опасно не уважать. Юнг утверждал, что «каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще». Признанная Тень становится источником ресурса и путем к многогранному внутреннему миру.
АНИМА И АНИМУС (ANIMA & ANIMUS)
В классическом юнгианстве это архетипы гендера: Анима — женские психические элементы в психологии мужчины, а Анимус — мужские в психологии женщины. Женское начало (Эрос) в мужчине, мужское (Логос) — в женщине. Похожие концепции мы находим, например, в индуизме (Пуруша и Пракрити) и китайской метафизике (Инь и Ян).

Символически идея может выражаться через мужской образ в сновидении женщины и наоборот. С развитием архетипа образ меняется и проходит разные стадии. Так примитивный Анимус может являться в образе преследователя, а затем трансформироваться в мудрого старца или святого. Примитивная Анима может найти отражение в образе привлекательной обезличенной женщины, которая впоследствии обратится в Мадонну или Мону Лизу.

Анима и Анимус воплощены в сказках и мифах как помощники и спутники главного героя (но противоположного пола). Мы также видим их в сюжетах, где Принцесса ждет Принца или где Рыцарь посвящает стихи Прекрасной даме. В нашей психике эти архетипы тоже могут стать помощниками. В противовес Персоне, которая помогает адаптироваться к внешнему миру, Анима и Анимус — проводники в мир бессознательного, персонификации души (anima в переводе — «душа»).

Юнг описывал случаи «захваченности» или отождествления эго с архетипами Анимы и Анимуса: мужчина, легко поддающийся эмоциям; холодная и одержимая властью женщина. Но сегодня классический взгляд пересматривается. Появляются рассуждения о том, что в человеке живут оба архетипа, развивается идея отказа от определений «маскулинный принцип» по отношению к Анимусу и «феминный» — к Аниме. Узнать об этом больше можно из статьи Верены Каст «Анима/Анимус» и работы Д. Хиллмана об Аниме.
САМОСТЬ (SELF)
Это архетип единства противоположностей, целостности, полноты человеческого потенциала. Центр и круг одновременно. Юнг называл Самость «божьей искрой внутри человека» и обнаружил ее во многих культурах и религиозных обрядах:
— Райское прошлое в Эдеме, Золотой век у олимпийцев и в целом представления о «старых-добрых» временах до «деградации и падения человечества». Подобные рассуждения встречаются даже в одном их старейших сохранившихся литературных произведений — «Эпосе о Гильгамеше».

— Изображения целостности. Например, мандала или мифологическое золотое яйцо, из которого был рожден мир (вспомним устойчивое латинское выражение «ab ovo» — «от яйца», обозначающее «с начала»).

— Фигуры совершенных Будды и Иисуса Христа, образы-символы первочеловека: Антропоса, Гермафродита, объединяющего в себе противоположности мужского и женского.

— Философский камень. Большинство средневековых алхимиков бессознательно проецировали духовную работу на химические опыты — недаром процесс создания камня назывался magnum opus — великое делание.

— Циркумамбуляция — встречающийся в различных религиях ритуал обхода вокруг алтаря, идола или священного объекта.
Согласно представлениям Юнга, самость, как правило, проявляется «в полдень жизни» — с началом ее второй половины. Человек переходит от состояния, в котором он является лишь орудием инстинктивной природы, к тому, где он становится самим собой: природа преобразовывается в культуру, а инстинкт — в дух.

Самость объединяет сознательное и бессознательное и посылает нашему Эго символы во снах. В идеале между ними возникает равноправный диалог, который и является целью психического развития. Однако может возникнуть опасность, если Эго спутает себя с Самостью и начнет считать себя источником символов бессознательного. Это явление называется инфляцией. В мифологии оно иллюстрируется в мифе об Икаре, взлетевшем слишком высоко на своих самодельных крыльях, скрепленных воском, который в итоге растопило солнце. Возможно, именно от такого состояния оберегает предупреждение об опасности гордыни, распространенное в народной культуре и в религиях.

Отсутствие догматизма и строгой системы — отличительная черта аналитической психологии и идей Карла Юнга. Архетипы неисчислимы. Их нельзя придумать, но, как вы уже знаете, они могут прийти во сне. Повторяющийся персонаж ваших сновидений вполне может оказаться новым архетипом. Вы можете сами интерпретировать символы, однако важно учитывать, что точной «азбуки» или «юнгианского сонника» не существует. Есть лишь общие моменты. Каждый сон индивидуален и неповторим, как и сам сновидец. Все примеры, о которых мы рассказали выше, условны.

Знание об архетипах, уважение к ним и признание их неотъемлемой частью нашей психики помогает в личностном развитии и расширяет уровень осознания. Юнг называл этот процесс индивидуацией.
КНИГИ ПО ТЕМЕ

1. «Юнговская карта души», Мюррей Стайн.
2. «Структура психики и архетипы», Карл Юнг.
3. «Базовый курс аналитической психологии или юнгианский бревиарий», Валерий Зеленский.
Сегрей Кононенко, клинический психолог.