В классическом юнгианстве это архетипы гендера: Анима — женские психические элементы в психологии мужчины, а Анимус — мужские в психологии женщины. Женское начало (Эрос) в мужчине, мужское (Логос) — в женщине. Похожие концепции мы находим, например, в индуизме (Пуруша и Пракрити) и китайской метафизике (Инь и Ян).
Символически идея может выражаться через мужской образ в сновидении женщины и наоборот. С развитием архетипа образ меняется и проходит разные стадии. Так примитивный Анимус может являться в образе преследователя, а затем трансформироваться в мудрого старца или святого. Примитивная Анима может найти отражение в образе привлекательной обезличенной женщины, которая впоследствии обратится в Мадонну или Мону Лизу.
Анима и Анимус воплощены в сказках и мифах как помощники и спутники главного героя (но противоположного пола). Мы также видим их в сюжетах, где Принцесса ждет Принца или где Рыцарь посвящает стихи Прекрасной даме.
В нашей психике эти архетипы тоже могут стать помощниками. В противовес Персоне, которая помогает адаптироваться к внешнему миру, Анима и Анимус — проводники в мир бессознательного, персонификации души (anima в переводе — «душа»). Юнг описывал случаи «захваченности» или отождествления эго с архетипами Анимы и Анимуса: мужчина, легко поддающийся эмоциям; холодная и одержимая властью женщина. Но сегодня классический взгляд пересматривается. Появляются рассуждения о том, что в человеке живут оба архетипа, развивается идея отказа от определений «маскулинный принцип» по отношению к Анимусу и «феминный» — к Аниме. Узнать об этом больше можно из
статьи Верены Каст «Анима/Анимус» и работы Д. Хиллмана об Аниме.