30/12/2019
#NODRAMAFASHION: ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВАЯ МОДА И КАК ОБНОВЛЯТЬ ГАРДЕРОБ ЭКОЛОГИЧНО
Проблемы экологии невозможно игнорировать, и это заставляет осознанное потребление глубже проникать в нашу повседневность. Гардероб — не исключение. Ткани становятся органическими, бренды — ответственными, а мода — «устойчивой». Но когда это правда, а когда — пустой звук и манипуляции модными словами? В новом материале соосновательница проекта SANE Fashion Настя Снег помогает разобраться в понятии sustainable в модной индустрии и рассказывает, как выбирать среди брендов одежды те, которые действительно заботятся о планете.
Swedish Stockings
SUSTAINABLE:
КОРОТКО ОБ ИСТОРИИ ТЕРМИНА
Идея устойчивого развития в том виде, в котором она популярна сейчас, началась еще в 1950-х годах. Именно тогда стали очевидны негативные последствия промышленности. Небольшая сводка событий тех лет включает: сброс отходов, содержащих ртутные соединения в водоемы, что стало причиной психических аномалий у каждого третьего ребенка в японском городе Минимато (1955-1959 гг.); смог в Лондоне, унесший жизни 4000 человек (1952); выбросы оксидов серы европейскими электростанциями, которые погубили экосистемы озер Скандинавии (1950-1970). Тогда же стали появляться научные работы о загрязнении и истощении почвы, а догадки об ограниченности ресурсов вроде питьевой воды стали реальностью.

О трансформации человеческой деятельности в сторону осознанности еще раньше, в середине ХХ века, говорил ученый-естествоиспытатель В. И. Вернадский. Он смотрел в будущее с оптимизмом и верил, что развивающееся человечество превратится в «геологическую силу»: преобразует планету мощью научной мысли и осознанного труда, возьмет на себя ответственность за биосферу, превращающейся в ноосферу («сферу разума»), и выработает новую этику, экологическую и одновременно гуманистическую. В своей книге «Биосфера и ноосфера» он писал о том, что переход к осознанным отношениям между людьми и природой — лишь вопрос времени, и привычное стихийное и хищническое взаимодействие между ними останется в прошлом.

Термин «устойчивое развитие» окончательно утвердился после доклада «Наше общее будущее» (Our Common Future, 1987). В нем был сделан акцент на необходимости прогресса, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В русском издании доклада термин sustainable переведен как «устойчивый», хотя слово имеет и другие значения: «поддерживаемый», «длительный».

Устойчивость сейчас — это рациональная, разумная деятельность, направленная на получение прибыли, но учитывающая интересы людей и планеты. Она не только минимизирует негативные последствия, но и стремится к позитивным изменениям. Лучше всего этот термин объясняет Триединая модель устойчивого развития, которая была представлена на Всемирном саммите 2002 года в Йоханнесбурге. Она позволяет оценить как систему в общем (модную индустрию), так и ее составляющие (бренды). Наш мир — это сложенный из множества компонентов комплекс, и любое явление в нем стоит рассматривать с двух сторон: как самостоятельную единицу и как часть целого.
3 ПРАВИЛА УСТОЙЧИВОГО БРЕНДА
Модная индустрия сейчас — это источник катастрофического количества проблем, от разрушения окружающей природы до жизни людей. Большинство тех, кто участвует в производстве одежды, живет за чертой бедности, работает в опасных для здоровья условиях, подвергается насилию и находится в современном рабстве. Узнать об этом подробнее поможет фильм «Реальная цена моды» (The True Cost, 2015) или проект Fashion Revolution — движение и комьюнити, которое объединяет всех, кто любит моду, и хочет трансформировать ее из сферы эксплуатации в сферу безопасности, равноправия, осознанности и творческой реализации. Это возможно, если обратиться к принципам sustainable fashion, которая балансирует в себе 3 сферы Триединой модели устойчивого развития:

1/ Экологическая сфера. В модной индустрии это ответственное отношение к окружающей среде при помощи:
— Использования экологичных и переработанных тканей.
— Уменьшения экологического следа.
— Отказа от химических красок и компонентов.
— Разработки продуктов, которые можно повторно использовать, перерабатывать или компостировать, когда их срок службы подошел к концу.
— Организации производственных процессов таким образом, чтобы использовать как можно меньше природных ресурсов.
Подсказка: натуральные ткани не всегда экологичны. Если при выращивании сырья и в процессе производства используются пестициды, которые попадают в почву и воду и остаются в одежде, такие ткани и одежда из них не могут считаться экологичными. Выход — выбирать изделия из органического сырья.

2/ Социальная сфера (этичность). Она подразумевает равноправие, достойные условия и оплату труда, поддержку ремесел и неиспользование животных компонентов.

3/ Экономическая сфера. Когда она сбалансирована, компания следует 2 принципам выше (экологичности и этичности) и при этом получает прибыль.

Триединая модель — это ориентир для всех компаний, которые стремятся к ответственному ведению бизнеса. Но некоторые бренды идут дальше: инвестируют в экологические и социальные проекты, поддерживают местную экономику, оказывают финансовую помощь своим работникам и их семьям. Ярким примером является «B Corporation» — сообщество лидеров, использующих бизнес как силу добра. Каждый день они решают актуальные социальные и экологические мировые проблемы и отделяют честные компании с благими намерениями от компаний с псевдохорошими помыслами, скрывающимися под грамотным маркетингом. На данный момент сертификацию «B Corporation» прошли уже 1400 компаний по всему миру.
#NODRAMAFASHION СЛОВАРЬ
Бренды можно разделить на 3 категории:

1/ Экологичный бренд создает коллекции из эко-тканей, не использует химические красители и заботится об окружающей среде.
2/ Этичный бренд не использует материалы животного происхождения (например, шелк и шерсть), заботится о достойных условиях и оплате труда работников.
3/ Устойчивый бренд сочетает в себе оба качества.

Если бренд не вписывается ни в одну из категорий, но использует практики вроде zero waste (безотходное производство), upcycling (обновление вещи или переосмысление ее изначальной идеи без процессов переработки), recycling (производство одежды из переработанных материалов) и modularity (модульное проектирование, позволяющее покупателю самостоятельно и не один раз изменять внешний вид и/или функцию одежды), то такой бренд называется «брендом с устойчивыми практиками». Например, бренд, создающий коллекции из стоковых тканей отличается ответственным подходом и использует остатки от производства других компаний, но может использовать неэкологичные материалы. Slow fashion бренд выпускает небольшое количество коллекций (2-4 в год), уделяет особое внимание универсальности кроя, продуманному дизайну, качеству вещей и тканей и локальному производству, при этом этичность производства и экологичность тканей не являются обязательными критериями.

Поддерживая честные бренды и покупая их изделия, мы задаем верное направление для развития всей индустрии. Но важно понимать, что «устойчивость» стала трендом. Современный потребитель хорошо осведомлен: у нас есть открытый доступ к научным исследованиям в области экологии, на полках книжных магазинов все чаще встречаются издания об осознанном образе жизни, выходят фильмы о проблемах перепотребления, а в социальных сетях активно обсуждается «зеленая» тема. Все это приводит к тому, что мы начинаем чаще выбирать местных дизайнеров вместо масс-маркетов и одежду из льна и переработанных материалов.

Компании чувствуют это и хотят повысить лояльность клиентов. Они начинают использовать в описаниях к продуктам модные слова: эко, organic, этичный, sustainable, conscious. Но часто за ними ничего нет, кроме рекламы. Распознать такой обман не сложно. Нужно лишь понимать значение слов и иметь представление о том, что должен делать бренд, называющий себя «осознанным» и «устойчивым».
Настя Снег, соосновательница проекта SANE