02/12/2018
ТЕЛО КАК ДНЕВНИК: КАК ТАТУИРОВКИ ПОЯВИЛИСЬ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ И ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИХ ИСТОРИИ
Одни женщины стремятся с помощью тату ответить на вопрос «кто владеет моим телом?», другие подсознательно ищут сексуальных развлечений. Но история нас знакомит еще и с теми, кто примерно в 800 году до н.э. положил начало традиции наносить чернила на тело. Их ритуалы и философия символов остались на пожелтевших страницах, и мы, конечно, не смогли пройти мимо.





Первые упоминания о племенных татуировках относятся к открытиям Мореплавателей середины 18 века, хотя сама традиция зародилась примерно 800 лет до н.э. На таитянском диалекте «татау» обозначает «знак», «рана», и с особенной точностью этот смысл отражает стиль «трайбл». При первом взгляде на него вы заметите четкий орнамент, напоминающий резьбу по дереву — эти плавные изогнутые линии как-будто созданы для того, чтобы подчеркнуть анатомическую привлекательность тела. «В культуре, где поверхность имеет значение, кожа, самый большой орган, — тот самый холст, на который мы проецируем наши самые большие фантазии и самые глубокие страхи…» — именно с этих пронзительных и убедительных слов начинается книга Марго Миффлин «Тела субверсии: секретная история женщин и татуировки».
ОБЕРЕГ, РИТУАЛ, ТАБУ — ЧТО НАМ НАШЕПТЫВАЕТ ИСТОРИЯ ЧЕРЕЗ ЖЕНСКИЕ ТАТУ?


Современные женщины сами решают, делать татуировку или нет, какой узор или надпись нанести на тело. Сложно вообразить, что некоторым девушкам до сих пор не предоставляют в этом свободы. Даже в 21 веке племенные татуировки наносятся молодым девочкам иногда в 10-12 лет без их согласия. Причем с помощью инструментов, которые обрекают на болезненность процедуры. «Страх перед насмешками и стыдом является главным мотивом, заставляющим девушку делать татуировку, иначе пойдут слухи и сплетни, и ей будет очень трудно найти хорошего мужа» — делится Уилфрид Хамбли, автор книги «История татуировки. Знаки на теле. Ритуалы, верования, табу».

Каждое племя и семья имеют свои собственные мотивы в татуировке, которые читаются как книги: они рассказывают о происхождении женщины и социальной иерархии и помогают близким найти друг друга даже после смерти. Это прослеживается в племенах, от которых остались только упоминания в учебниках, и в племенах, чьи ритуалы сейчас пытаются сохранить и воскресить.

Например, племя маори, коренное население Новой Зеландии, использовало форму определения личности под названием «Та-моко», которое различалось по гендерному признаку. Татуировка, которую наносили женщин в области губ и частично на подбородке, называется «маори моко иае». Татуировки сохраняли историю конкретной семьи на коже, покрывая губы, подбородок и часть шеи. Верхом эстетики считались губы, полностью пропадающие в черном цвете. Один из главных мотивов для нанесение «Та-моко» — показать принадлежность к своему народу и гордость от этого факта.

На островах Фиджи узоры на теле женщины также рассказывали историю ее жизни. Правда, они стремились нанести татуировку по религиозным мотивам, считая что и после смерти татуировка — способ идентификации человека. На Фиджи верили, что женщин, которые умерли без нательных рисунков, отдают в пищу богам.

Обычно болезненный процесс татуирования в племенных сообществах — часть ритуала, который сопровождает переход к статусу взрослого человека. Стоически выдерживая этот обряд, женщина демонстрировала соплеменникам свою храбрость. На острове в Южной Азии Борнео женщинам наносили татуировки на ногу и руку: особенно важными считались татуировки ниже локтя, а их отсутствие указывало на трусость.

В прибрежных районах Папуа Новой Гвинеи татуировки наносились только женщинам и означали переход девочки к самостоятельной жизни, а в некоторых регионах являлись обязательной предпосылкой к свадьбе. «На Соломоновых островах у девушки нет шанса выйти замуж, если ее природные чары не усилены татуировкой. Ее выполняет колдун тиндало — дух. Операция болезненная и длительная, делается под музыку, от заката до рассвета, а начинается под пение хора. Обычно пациентка страдает молча, не проронив ни звука. А уже на следующий день есть все основания для радости — она вступила в пору женственности и может выйти замуж» —делится Уилфрид Хамбли в книге «История татуировки. Знаки на теле. Ритуалы, верования, табу».

Татуировки, символизирующие готовность к вступлению в брак, в Индии продолжают оставаться оплотом племенной культуры. Некоторые матери татуируют дочерей в начале полового созревания, используя для этого железную иглу и угольную сажу — по их мнению, в этом есть некая магия исцеления и защиты. Антрополог Джеймс Джордж Фрэзер утверждает: «Девушек, достигших половой зрелости, татуируют не только для красоты. Дикари явно считают этот обычай оберегом против опасностей, которые могут им встретиться на жизненном пути».

Клинтон Сандерс в книге «Персонализация тела. Искусство и культура татуировки» также говорит о значении татуировки как оберега. У многих племен татуировка — гарантия удачи в течение жизни. Она помогает очаровывать представителей противоположного пола, служит своеобразным талисманом, предохраняет от бед, сохраняет молодость и крепкое здоровье. Это поверье отчасти сохранилось у женщин кочевых племен Йемена и Магриба.
БЕЗ МОТИВА: С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ МЫ ДЕЛАЕМ ТАТУ СЕЙЧАС?
Символика татуировки служит для восстановления после травм, утрат, тяжелых чувств, помогает быстрее выходить из различных кризисов и процессов — вот почему Марго Миффлин называет татуировщиков «врачами души». Компенсация действительно имеет важное значение в психологии женской татуировки. Нанося узоры на тело, девушки добавляют своему образу черты и качества: волю, решительность, мудрость, привлекательность или легкость. Зачастую такое «напоминание» перед глазами действительно помогает раскрыть свою привлекательность и повысить самооценку.

Когда девушка наносит татуировку как оберег, у символа появляется глубокий мистический смысл и мотив защиты. Во многом это также профилактика чувства опасности и панических атак. Когда в жизни женщины происходит страшное событие, мозг определяет набор явлений, связанных с этой ситуацией как неприятные, вызывающие тревожность. В таком случае татуировка служит якорем, возвращающим женщину к ощущениям своего тела и контакту с реальностью, что не позволяет впадать в панику.

Власть над собственным телом — мощный рычаг человеческой природы. Нанося татуировку, женщина отвечает себе на вопрос «кто владеет моим телом?» и утвердительно отвечает «я и только я». В данном случае тату — проявление власти над своим телесным образом и сознательное решение, как будет выглядеть тело.

Татуировка как сексуальный импульс — не менее важный психологический аспект. Женщины с татуировками, по мнению мужчин, больше восприимчивы к сексу. В 2012 года Медицинский университет Силезии в Польше провел исследование, которое показало, что люди с татуировками действительно более сексуально активны, чем люди без татуировок.

Но наиболее распространенным мотивом создания татуировки остается украшение собственного тела. Это заметки собственного представления о красоте и намеки на жизненные ценности. Наиболее ярко их раскрыли книги «Bodies of Subversion» Margot Mifflin и «The Tattoed Lady: A History» Amelia Klem Osterud, которые вам точно запомнятся ретро фотографиями.
«Я — холст своего опыта, моя история запечатлена в линиях и штриховке, и вы можете прочитать ее на моем теле» — Кэтрин фон Драхенберг, тату-мастер и галерист.
Лена Лещева, авторка Your Om