10/01/2020
В УНИСОН СО ВСЕЛЕННОЙ: ДРЕВНЕЙШИЕ МАНТРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ, СОСТРАДАНИЯ И ГИБКОСТИ УМА
Умение управлять звуковыми вибрациями мантры с помощью разума и духовной установки превращает ее в «инструмент для мышления», сокрушающий застарелые паттерны ума. В этом материале мы вспомним о назначении этих словесных формул, разберем 4 мантры, которые доносятся до нас из глубин тысячелетий, и расскажем, как воспевать их так, чтобы Вселенная вам откликнулась.
RNR Creative
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МАНТРАХ?
Мантра («ман» — «думать», «тра» — освобождать») — это слог, слово или стих, вибрация которого очищает сознание от зачерствевших шаблонов. Эти сакральные формулы для улучшения состояния сознания, тела и судьбы человека веками изучали мудрецы, открывая себе и другим путь к здоровью, самопознанию и процветанию. В книге «Исцеляющие мантры в Аюрведе» сказано: «Певцы древности испытывали эффект своих духовных практик сначала на самих себе. Они пели одну ноту около получаса и изучали эффект, оказываемый этой нотой на различные центры своего тела: какой жизненный ток она производит, как она открывает интуитивные способности, как она создает вдохновение, как она дает дополнительную энергию, как она успокаивает и как исцеляет. Для них это была не теория, это был жизненный опыт».

Мантратерапия, или мантра-чикитса, и сейчас широко используется во всех областях Аюрведы и тибетской медицины как самостоятельное средство исцеления, а погружение в медитативный транс через их зачитывание — зачастую необходимый ритуал при изготовлении лекарств. Так лекарь «заряжает» снадобье целебной энергией и активизирует его. Помимо этого, мантры известны способностью защищать мармы (энергетические точки в теле человека) и облегчать течение праны через них.

Размышление над мантрой, ее повторение и слушание — это способ общаться с миром и узнавать о его планах. В священном индийском писании «Пингала-тантра» говорится: «Она именуется мантрой потому, что открывает полное знание о Вселенной, освобождает от осквернения и приносит успех в самосовершенствовании».

Современная наука тоже интересуется эффектами, которые древние практики воспевания оказывают на человеческий мозг. Исследование в Линчепингском университете в Швеции показало, что 6 сессий одиннадцатиминутной мантра-медитации Sat Nam из традиции Кундалини йоги в течение двух недель помогают успокоить нервную систему. Они сокращают активность default mode network, или сети пассивного режима работы мозга, которая выключает нас из настоящего момента, заставляет грезить наяву или застревать в мыслях о прошлом.

В практике воспевания, помимо четкого намерения и концентрации, важно помнить, что в процессе участвует все тело, а не только губы. Звучание начинается с диафрагмы, затем через горло переходит в ротовую полость и завершается в носовом резонаторе. И тогда вибрация охватывает все тело, действует на каждый атом и заставляет его звучать в ответ.
GAYATRI MANTRA
Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

— «Мы медитируем на Божественный свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту».
Это мантра из «Ригведы», древнейшего собрания религиозных гимнов. Согласно писаниям, Гаятри — матерь Вед, содержащая в себе всю их сущность. Полностью постичь ее духовный смысл и использовать силу за всю историю смогли лишь 24 риши (мудреца), в том числе и ее автор, Вишвамитра. Мантра состоит из 24 слогов, из которых первые 9 составляют описание Высшей Истины.
— Аум — символ Абсолюта.
— Бху — земля, грубый физический план существования.
— Бхувах — атмосфера, эфир, тонкий астральный план.
— Свах — небеса, причинный райский план.
— Тат — трансцендентное, неописуемое, Высшая Реальность.
— Савитур — Творец, обращение к одухотворяющей силе, воплощенной внутри Солнца, видимого образа Бога.
— Варенъям — почитаемый, заслуживающий поклонения.
— Бхарго — свечение, сияние.
— Девасйа — Божественная милость.
Тестирование Гаятри-мантры в Институте Аюрведы Дипак Чопры проиллюстрировало у практикующих улучшение показателей интеллекта и развития креативности и способности генерировать новые идеи. Поэтому 2 основных эффекта, которые вы можете почувствовать на себе — это:

1/ Очищение ума (мантра рассеивает неведение и ослабляет желания, избавляет от негативных мыслеформ и паттернов, повышает нейронную скорость восприятия и обработки информации и учит адаптироваться к постоянно меняющемуся миру).
2/ Заряд творческой энергии (мантра улучшает созидательную коммуникацию и помогает креативно трансформировать эмоции, мыслить яркими образами и ассоциациями).

Вспоминать о Гаятри-мантре хорошо 3 раза в день в любое время суток, но наиболее действенна она на восходе, в полдень и на закате. Также подходящее время для ритуала воспевания — после пробуждения, перед сном и перед трапезой (особенно если у вас есть привычка благодарить за пищу).
OM MANI PADME HUM
— «О, драгоценность в самом сердце бутона лотоса».

(Интерпретация: «Вселенная дарует процветание и изобилие мне, принимающему их с открытым сердцем»).
Это ключевая мантра Махаяны (направления буддизма, для которого характерно стремление не к личному просветлению, а во имя всех живых существ), мантра Авалокитешвары — божественного существа (бодхисаттвы), олицетворяющего бесконечное сострадание. Его воплощением считаются далай ламы Тибета. В руках бодхисаттвы — лотос, символ любви, и хрустальные четки — символ его способности освобождать всех существ через практику начитывания этой мантры. Согласно традиции, помимо рождения любящей доброты к миру, каждый из 6 слогов этой молитвы сокращает пребывание в одной из форм бытия, или в одном из 6 миров сансары, олицетворяющем определенное качество сознания: наслаждение и гордыня — мир богов; власть — мир полубогов; страстное желание — мир людей; невежество, сиюминутные потребности, голод — мир животных; острая жажда — мир голодных духов; злоба — адские миры. Далай-лама XIV говорил об этой мантре как об олицетворении чистоты тела, речи и ума Будды.

Для успешной практики важно доверять мантре на 100% и знать ее расшифровку:
— Ом — первоочередный звук Вселенной, чистота всех трех составляющих божественного: мыслей, слов, физической оболочки души. Слог ставит эго на место, избавляя от гордыни и самомнения.

— Мани — «драгоценность», «жемчужина», стремление скинуть завесу иллюзий, приблизиться к состоянию пробуждения. Слог «ма» отдаляет от завести и ревности, а «ни» — от желаний и сомнений.

— Падме — лотос, который олицетворяет жизнь с чистыми помыслами, позу, подходящую для размышлений, растворение запутанности и алчности. «Пад» помогает не застрять в своих насущных потребностях, а «ме» — в неудовлетворенности.

— Хум — сердце, которое стремится к нирване, постоянные духовные практики и мудрость, искореняющая ненависть и агрессию.
Ежедневная практика сделает результат от медитации с мантрой устойчивым, а все, что нужно — удобная поза с прямой спиной, четкое проговаривание каждого слога и не меньше 108 повторений за сессию. Не сбиваться со счета помогут малы. А если не получается выделить время для формальной практики, исполнять ее про себя можно и на прогулке, и в дороге.
OM
Согласно индуистской и ведийской традиции, Ом, или Аум — сакральный изначальный звук, «слово силы» и символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. Это звук, вибрация которого дала начало Вселенной. В книге «История йоги» Ясмина Пульо разбирает его на составляющие: «По Веданте, одной из шести философских систем, звук «А» представляет объективный, то есть материальный мир; звук «У» — субъективный, спиритуальный мир; звук «М» представляет то, что вне понимания интеллекта, то есть неизвестное. В общей сложности звук АУМ дает синтез универсальности — всеобщности». ОМ в целом представляет всеобъемлющее космическое сознание за пределами слов и понятий. Согласно ведической традиции, количество повторений мантры прямо пропорционально той магии, которую творит ее звучание:
    — 3 повторения обожествляют тело, ум и дух.
    — 21 повторение одухотворяет бытие, или 21 аспект, из которого состоит тело человека: 5 чувств действия, 5 чувств познания, 5 пран, 5 оболочек и душа.
    — 300 тысяч повторений избавят от болезней души и тела, уничтожат даже тончайшие кармические связи, сделают ауру сияющей и исцеляющей и объединят йогина с Брахманом.
    Во время медитации глаза лучше прикрыть и визуализировать свет в точке межбровья. Отличный помощник в практике — визуализация сияния, которое несёт вдохновение, освобождает от эгоизма, открывает присутствие божественного внутри и поочередно, как луч, освещает и очищает 21 омкару (аспект):
      — 1-5/21: органы действия. Это речь, руки, ноги, органы выделения, гениталии.

      — 6-10/21: органы восприятия. Это глаза (форма), нос (запах), уши (звук), язык (вкус), кожа (прикосновение).

      — 11-15/21: жизненные потоки, или праны. Это голос (удана), потовыделение (прана), циркуляция крови (вьяна), пищеварение (самана), выделение (апана).

      — 16-20/21: оболочки (кошы). Это оболочка, составленная пищей; оболочка витальных энергий; оболочка ума; оболочка духовного разума; оболочка блаженства.

      — 21/21: озарение «Я», души.
      Начать практику можно с 3 минут. Пропускайте дыхание сквозь пупочную область и произносите звук «м» с сомкнутыми губами, чтобы создавать вибрацию, похожую на жужжание пчелы. Тогда звучание мантры заставляет вибрировать верхнюю часть черепа, как бы массируя кору головного мозга. Ежедневная практика мантратерапии гармонизирует и активизирует компоненты лимбической системы (миндалины, гиппокампа, гипоталамуса), делая ум более гибким.

      Если вам по душе групповые практики, загляните в расписания йога-студий. Некоторые регулярно проводят «Ом-Чантинг» — медитацию, в которой круг практикующих через пение мантры изучает ее тонкие исцеляющие вибрации, которые помогают открываться спокойной радости и легче проживать негативные мысли и работают как самомассаж внутренних органов. Такие классы обычно бесплатные или за донейшн.
        СТОСЛОГОВАЯ МАНТРА ВАДЖРАСАТТВЫ
        Молитва обладает «силой, подобной удару молнии и мощи грома» и наделяет практикующего нерушимым состоянием сознания, поэтому ее называют «мантра Алмазного Ума» или «душа молнии». С нее уже много веков начинается большинство тибетских практик и ритуалов. Калу Ринпоче (тибетский лама и мастер медитации) в своей книге «Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений» писал о Стослоговой медитации как о лучшем средстве очищения от отрицательных кармических структур в учении Тантры и Сутры. Под кармой он имел в виду повторяющиеся неуправляемые умственные побуждения, импульсы и паттерны, которые вынуждают нас действовать, говорить и думать определенным образом.

        Ваджрасаттва, к которому направлен каждый слог этой мантры, — это собирательный образ Пяти Небесных Будд. Не реальных личностей, а антропоморфных символов, которые олицетворяют пять скандх («групп привязанности») человека. Эти аспекты, сложенные вместе, становятся «Я» человека, или в терминологии Юнга — самостью. Будда отмечал, что страдание происходит вследствие привязанности к этим пяти скандхам.
          — Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (виджняна). Речь идет о понимании результатов действия, не омраченном эмоциями, иначе — о запоминании, накоплении знания.

          — Будда Акшобхья соответствует форме (рупа): телу, 6 органам чувств и их объектам. Эта форма состоит из четырёх стихий.

          — Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (ведана). Это чистые чувства без эмоций: приятное, неприятное и нейтральное. Их особенность в том, что они не осмысливаются, а только принимаются.

          — Будда Амитабха соответствует представлению (санджня) — детальному, чувственному восприятию форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений и идей.

          — Будда Амогхасиддхи соответствует воле, опыту (самскара) умственной деятельности (мнения, мысли, порывы, решения), которая в дополнение к чувству и восприятию присутствуют в отдельном моменте сознания.
          Юля Зайцева-Малышева, редактор Your Om