Мантра («ман» — «думать», «тра» — освобождать») — это слог, слово или стих, вибрация которого очищает сознание от зачерствевших шаблонов. Эти сакральные формулы для улучшения состояния сознания, тела и судьбы человека веками изучали мудрецы, открывая себе и другим путь к здоровью, самопознанию и процветанию. В книге «Исцеляющие мантры в Аюрведе» сказано: «Певцы древности испытывали эффект своих духовных практик сначала на самих себе. Они пели одну ноту около получаса и изучали эффект, оказываемый этой нотой на различные центры своего тела: какой жизненный ток она производит, как она открывает интуитивные способности, как она создает вдохновение, как она дает дополнительную энергию, как она успокаивает и как исцеляет. Для них это была не теория, это был жизненный опыт».
Мантратерапия, или мантра-чикитса, и сейчас широко используется во всех областях Аюрведы и тибетской медицины как самостоятельное средство исцеления, а погружение в медитативный транс через их зачитывание — зачастую необходимый ритуал при изготовлении лекарств. Так лекарь «заряжает» снадобье целебной энергией и активизирует его. Помимо этого, мантры известны способностью защищать мармы (энергетические точки в теле человека) и облегчать течение праны через них.
Размышление над мантрой, ее повторение и слушание — это способ общаться с миром и узнавать о его планах. В священном индийском писании «Пингала-тантра» говорится: «Она именуется мантрой потому, что открывает полное знание о Вселенной, освобождает от осквернения и приносит успех в самосовершенствовании».
Современная наука тоже интересуется эффектами, которые древние практики воспевания оказывают на человеческий мозг.
Исследование в Линчепингском университете в Швеции показало, что 6 сессий одиннадцатиминутной мантра-медитации Sat Nam из традиции Кундалини йоги в течение двух недель помогают успокоить нервную систему.
Они сокращают активность default mode network, или сети пассивного режима работы мозга, которая выключает нас из настоящего момента, заставляет грезить наяву или застревать в мыслях о прошлом. В практике воспевания, помимо четкого намерения и концентрации, важно помнить, что в процессе участвует все тело, а не только губы. Звучание начинается с диафрагмы, затем через горло переходит в ротовую полость и завершается в носовом резонаторе. И тогда вибрация охватывает все тело, действует на каждый атом и заставляет его звучать в ответ.