Раньше ретро-шик был неразрывно связан с субкультурами: битники в секонд-хенд юбках 30-х годов, хиппи в длинных эдвардианских пальто, панки в поношенной одежде, символизирующей анти-моду и протест против капитализма. Но из-за экономического спада 1970-80-х годов винтаж стал мейнстримом, и «тряпичные рынки» стерли границы между высокой модой и уличным стилем.
Помимо этого, все более очевидными становились негативные экологические последствия переориентации модной индустрии на массовое производство (небольшую историческую сводку об этом вы можете прочитать в нашем материале про
устойчивую моду). Стремление сохранить планету спровоцировало новую волну интереса к винтажным вещам, а с ним — стремительный рост рынка ресейла после начала 2000-х годов. С тех пор тренд только набирает обороты — исследования крупнейшего в США онлайн секонд-хенда
ThredUp показывают, что
1 из 3 представителей поколения Z выбирает винтаж вместо масс-маркета. Своей популярностью винтаж обязан и знаменитостям. Еще в 2000-м году Вайнона Райдер, вопреки стереотипам, появилась на церемонии вручения «Оскар» в платье 40-х годов от франко-американской кутюрье Pauline Trigere. А в 2001 году Джулия Робертс получала награду за фильм «Эрин Брокович» в черно-белом платье Valentino 1992 года. С тех пор с каждым годом все больше звезд выгуливают наряды прошлых лет на красных дорожках.
Винтаж взял новую высоту с выходом в онлайн-пространство. В 2006 году София Аморузо, будущая основательница Nasty Gal, создала витрину с винтажными вещами на eBay. Сначала она просто продавала ретро-вещицы, стоимость которых увеличивала в несколько раз, а затем стала владелицей крупного мультибрендового магазина. В постоянном разделе «Винтаж» были собраны вещи от Chloé, Yves Saint Laurent и Moschino, периодически появлялись подборки Gucci, Chanel и Dior. В 2017 году проект обанкротился, но за 11 лет успел трансформировать рынок, пропитав его любовью к одежде с историей.
Доля винтажной одежды и секонд-хенда стремительно растет. Ожидается, что к 2025 году в США он составит 6% от общего рынка торговли одеждой, а к 2027 — 11%. Мобильные технологии делают процесс продажи вещей проще — достаточно сфотографировать предмет и сразу выложить его с кратким описанием на сайт, в социальную сеть или приложение. Вещи становятся доступнее — теперь не нужно часами скитаться по подвалам секонд-хендов и рыться в коробках с вещами на блошиных рынках в поисках того самого платья. Помогают и набирающие популярность ресейл-платформы, например, The RealReal или
Vestiaire Collective, где можно купить подержанные вещи люксовых марок. А вклад в рост популярности винтажа оффлайн вносят организаторы эстетичных курируемых маркетов вроде Московского Vintage Marketplace. Локальные проекты и свопы с друзьями также продолжают поддерживать экологичную идею вторичного ношения одежды.