31/08/2021
ANCIENT MIND: КАК ТВОРЧЕСКИ ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКИ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА
Антрополог Анри Брейль считал, что человек впервые обнаружил свой творческий потенциал в эпоху палеолита, случайно оставив следы от пальцев на поверхности глины в одной из пещер. Что еще мы знаем о первобытном искусстве? Как его переосмысление может помочь нам поймать собственный творческий поток и выразить его в осязаемой форме, как это не раз делали художники XX века? Разбираемся в этом материале с авторкой Your Om Викторией Межуевой.







Hannah Thornhill
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА:
МАГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ИЛИ ПАМЯТКА БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ?
В первобытную эпоху искусство было неразрывно связано с жизнью. Мышление тогда было синкретическим, то есть религия, мифология и искусство представляли собой единый культурный комплекс. Люди не понимали, где заканчивалась магия и начиналась реальная жизнь. Например, принимали свои сны за действительность — об этом мы уже рассказывали в этом материале. Также, по мнению Анри Брейля, исследователя магической гипотезы появления искусства, человек верил, что реальные события могли вызываться обрядами. Например, считалось, что чтобы охота на бизона увенчалась успехом, достаточно схематично нарисовать на стене пещеры себя рядом со зверем, пронзенным стрелами. По этой версии шаманы были первыми художниками, творчество — одновременно сакральным ритуалом и инструментом повседневности (почти как заостренный камень), а каждый член племени — творцом и созерцателем.

Еще одна версия возникновения искусства (но не последняя в научных кругах) — информационная гипотеза. Ее идея в том, что искусство появилось благодаря накоплению человеком знаний о природе и самом себе, в потребности их сохранить и передать. В подобной трактовке рисунки были аналогом появившихся позднее букв, а пещера выступала примитивной картой или памяткой для запоминания важнейших обрядов. Искусство становилось способом передачи коллективного опыта.
ИЗ ИСТОРИИ: ОТКРЫТИЕ, ПРИЗНАНИЕ И ВЛИЯНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ XX ВЕКА
Первобытное искусство не сразу получило право на признание. В 1870-х годах испанский археолог-любитель Марселино де Саутуола и его дочь гуляли по окрестностям своей усадьбы. Они зашли в пещеру Альтамира, на потолке которой девочка в темноте различила изображения быков. За год до этого события на выставке в Париже де Саутуола познакомился с экспозицией древних предметов (теперь известных как палеолитическая мелкая пластика). Исследователь предположил, что наскальные рисунки относятся к каменному веку, а для подтверждения догадки пригласил своего друга-археолога на раскопки в Альтамиру. Тогда открытие де Саутуолы было названо фальсификацией, а возможность первобытного человека творить раскритикована. Признание пещерного искусства произошло лишь в 1901 году, после обнаружения росписей еще в двух пещерах: Комбарель и Фон-де-Гом. Многие открытия совершаются до сих пор: наиболее древний рисунок свиньи был обнаружен в январе 2021 года в Индонезии.

Первобытное искусство оказало заметное влияние на художественную жизнь XX века: в поиске новых форм художники переосмысливали его, рождая авангардные течения. Каждого привлекало что-то свое: Пикассо вдохновлялся африканскими масками, Матисс любил арабский Восток, а Гоген перебрался на Таити, чтобы писать нетронутую цивилизацией культуру.
САМОВЫРАЖЕНИЕ, ОПОРА, ОЧИЩЕНИЕ:
3 ТЕХНИКИ, НАВЕЯННЫЕ ПЕРВОБЫТНЫМ ИСКУССТВОМ
ПЛОСКОСТНЫЕ ПРАКТИКИ
Из подобных практик первобытного искусства известны не только наскальные рисунки, но и петроглифы — высеченные в скале (например, оленьим рогом) изображения животных, а также загадочные сюжеты (люди в лодках, антропоморфные фигуры, колесницы). Возможно, это иллюстрации древнейших мифов. А Куэва-де-лас-Манос, пещера на юге Аргентины, известна стеной с отпечатками десятков ладоней юношей, что, вероятно, было частью инициации.
ПРАКТИКА

1.
Проникнитесь чувством восторга первобытных людей от открывшейся им возможности творить. Вспомните, что и ваше тело способно на это.

2. Представьте на мгновение, будто вас больше не существует. Спросите себя: «Что, созданное моим телом, наиболее точно расскажет обо мне даже тем, кто никогда меня не видел?».

3. Практика не ограничена материалами: вы можете использовать гвозди, камни, кусок древесины. Можете расположиться на огромном листе бумаги и взять в руки краску (или сделать ее по примеру древних). Дайте своему телу возможность двигаться свободно.

4. Не обдумывайте процесс. Только удерживайте в голове идею о том, что ваше искусство будет говорить за вас. Пусть оно будет абстрактным. Гораздо важнее дух, который вы в него вложите.
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА
Человек не только рисовал в пещерах. Мы также знаем о скульптуре, вернее, мелкой пластике. Первые Венеры (Палеолитические) появились именно в первобытное время. Их вырезали из бивней и мягких пород камней, лепили из глины. Творцы придавали статуэткам массивные формы, особенно в области живота и бедер, что символизировало плодородие, или (мы вряд ли узнаем наверняка) соотносило их с Богиней-Матерью и временами матриархата.

Плодородие, которое древние ассоциировали со способностью почвы давать урожай, а женщины — вынашивать детей, в наши дни скорее имеет связь с внутренним ресурсом и потенциалом. Перед практикой задайтесь вопросами: что в мире является моим наиболее ценным ресурсом? Моим потенциалом? Что я могу посеять, если им воспользуюсь? Что я готова вложить в реализацию своих идей?
ПРАКТИКА

Возьмите глину и попробуйте синтезировать этот образ в форму. Она не обязательно должна точно отражать ваши ответы. Просто позвольте пальцам чувствовать материал и взаимодействовать с ним. Наблюдайте за процессом. Помните о том, что в вас уже существует и внутренняя сила, и конечный результат. Ваша задача — лишь найти для него подходящую форму. Законченная работа может стать амулетом, напоминающим о вашем потенциале в моменты опустошенности.
РАБОТА С КАМНЕМ
Важным материалом для первобытных людей был камень. Небольшие обломки использовались для мелкой пластики, а огромные продолговатые глыбы — и для наблюдения за сейсмической активностью земли (мегалиты Карнака), и в качестве астрономических обсерваторий (Стоунхендж). Это лишь обоснованные предположения. Достоверное же назначение предметов первобытного искусства, возможно, никогда не будет раскрыто.
ПРАКТИКА

Отправляйтесь на природу. Побродите по чаще леса или вблизи водоема и соберите камни, которые привлекут ваше внимание. Дома вы можете использовать технику Йоко Оно «Очищение»:

«Составьте пронумерованный список печалей в вашей жизни. Сложите друг на друга камни, соответствующие этим цифрам. Добавляйте камень каждый раз, когда вам грустно. Сожгите список и оцените груду камней. Составьте пронумерованный список радостей в вашей жизни. Сложите друг на друга камни, соответствующие этим цифрам. Добавляйте камень каждый раз, когда вы счастливы. Сравните эту груду с грудой печалей».
Узнайте больше о художественной жизни XX века и попробуйте еще три творческие практики из курса АРТ-МЕДИАЦИЯ. Доступ ко всем курсам открывается по ежемесячной или полугодовой подписке Your Om.
Виктория Межуева, авторка Your Om.