Петербург, 14 декабря

No Drama Piter

Практика и семинар с Дашей Белоглазовой! 

 

the energy of 5. часть I: как смотреть на мир через стихии, познавать себя и развиваться эмоционально

Согласно аюрведе, весь мир, от самой далекой звезды до мельчайшего атома в теле, состоит из пяти элементов: воды, земли, воздуха, огня и эфира. Они родились глубоко в недрах Вселенной, а их игры соткали наши тело, ум, личность и стиль жизни. Они же определили наше восприятие пространства и себя в нем. В новом материале автор Your Om Юлия Зайцева-Малышева рассказывает, как тонкая алхимия элементов легла в основу восточной философии, традиционной медицины и телесных практик, и на каких языках с нами говорят стихии.

Концепция стихий проходит через историю человечества красной нитью, затрагивая все аспекты жизни: от методов познания космоса до наук о физиологии, эмоциях и характере. Махабхуты (санскр. «первоэлемент») в индуизме, субстрат (лат. «фундамент») в натурфилософии, таттвы (санск. «сущность») в йоге, годай («пять великих») в японской традиции, у-син («пять фаз») — в китайской.

the universe /
 проекции, модели и карты мира, пронизанные стихиями

Идея сакральных первоматерий стала универсальным языком для объяснения устройства Вселенной во множестве культур. «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют мою отделенную материальную энергию» — объяснял Кришна Арджуне структуру мира в одном из стихов Бхагавадгиты. Согласно философии индуизма мы воспринимаем мир через пять элементов. Он подобен фильму, который проецируется нашим умом наружу через чакры. Пять нижних хранят в себе первоэлементы:

 

Муладхара (земля) воплощает твердое состояние вещества,

Свадхистана (вода) — жидкое,

Манипура (огонь) — плазменное,

Анахата (воздух) — газообразное,

Вишудха (эфир) — волновое и звуковое. 

 

Концепцию всепроникающих стихий отражает и джйотиш (ведическая астрология), где каждая планета является представителем определенной стихии. Когда планета вступает в свои права, она пропускает через себя качества стихии, проецируя их на стиль мышления человека и на реальность вокруг него.

  • Эфир (акаша) управляет энергичным Солнцем (Сурьей) и духовным Юпитером (Гуру).
  • Воздух (вайу) — гибкой и переменчивой Луной (Чандрой), сухой и нервной природой Сатурна (Шани)  и Раху (Сварбхану), отвечающим за наши стремления, желания и вектор развития в будущем.
  • Огонь (агни) — трансформирующим энергии Марсом (Мангалой) и Кету (Шикхи), хранящим мудрость прошлого опыта.
  • Вода (джала) — гедонистической Венерой (Шукрой) и Луной, особенно когда ее блеск наиболее силен (сразу до или после полнолуния).
  • Земля (притхиви) — интеллектуальным Меркурием (Буддхой), Раху и Кету.

В тантрической традиции пять элементов зашифрованы в мандалах, а точнее, в их геометрических фигурах и цветах. Их присутствие превращает изображение в сакральную модель изобильной Вселенной, карту космоса и духовное поле. 

  • Формы и цвет воды: круг (символ целостности, законченности, расширения пространства и гармонии), полумесяц (символ пластичности), белый (очищает и освежает).
  • Форма и цвет земли: квадрат (символ проявленного, ощутимого и весомого, граница восприятия), желтый (тонизирует, снимает тоску и скорбь).
  • Форма и цвет огня: треугольник (символ движения к цели), красный (дает энергию и пробуждает восприятие).
  • Формы и цвета эфира: звезда (символ внутренней энергии, подъема над возможностями и ограничениями), лепестки лотоса (символ жизни), голубой (дает ощущение пространства, усиливает концентрацию), синий (дает чувство глубины), фиолетовый (расширяет видение и стимулирует воображение).
  • Форма и цвет воздуха: бесформенный, зеленый (вселяет покой и бодрит).

Мандалы и сегодня не потеряли свою силу. Они используются в арт-терапии, в качестве оберегов, объектов для медитации и инструментов настройки сакрального пространства.

 

В тибетском шаманизме стихии вдыхают в мир жизнь, населяя его божествами, которые обитают в деревьях, камнях, водопадах, пламени и долинах. Поэтому прежде чем приступить к постройке дома или сбору урожая, верующие просят разрешения у духов. Существуют даже специальные ритуалы для укрощения божеств. Тогда, перешедшие на сторону человека, они выступают в роли их защитников, наставников и лекарей, а обряды для выражения благодарности за их милость бережно передаются от учителя к ученику или от родителей к детям.

mind / body / soul 
эмоции, телесность и духовность,
сплетенные из элементов

В священном тексте «Гаруда-пурана» Господь Вишну посвящает свою птицу Гаруду в тонкости человеческого тела и ума, раскладывая их проявления на стихии: кожа, кости, нервы, волосы и плоть — пять свойств земли; телесные жидкости и костный мозг — пять свойств воды; голод, жажда, сон, сексуальные желания и лень — пять свойств огня; сгибание, бег, прыжки, растяжка и движение — пять свойств воздуха; речь, мысль и ее отсутствие, иллюзии и умственная нестабильность — пять свойств эфира. На эти взаимосвязи и знание того, что вечные первоэлементы закладывают нашу телесную конституцию, опирается наука жизни — аюрведа.

 

Еще в момент зачатия стихии складываются в уникальную для каждого человека пропорцию (пракрити), и проявляются как сочетание трех основных принципов, или дош: вата (эфир), питта (огонь и вода), капха (вода и земля). Эта комбинация постоянно меняется под влиянием стиля жизни (питания, сна, эмоций) и окружающей среды, отражая в текущем моменте физическое и ментальное здоровье. Лекари умеют по пульсу определять изначальную пракрити, данную при рождении, и возвращают элементы на исходную, прибегая к аромамаслам, специям, порошкам из минералов, травяным настоям, масляному массажу и йоге.

 

Но сущность элементов в живом существе раскрывает себя не только в грубой материи. Еще во времена шаманизма она считалась частью души. Чтобы соединиться с ее исцеляющей энергией, нужно было обратиться напрямую к первозданным элементам нетронутой природы: помедитировать на морском берегу, взобраться на горный пик, уединиться в лесу, степи или пустыне. Эти техники актуальны и сейчас. 

 

Последователи тантры рассматривают стихии как жизненные энергии тела — праны. А поскольку тантра — это путь блаженства и преображения, элементы используются для трансформации 5 токсичных эмоций в 5 благих качеств: гнев в любовь, жадность в щедрость, ревность в открытость, гордость в покой, а неведение в мудрость. Так страдающее существо становится просветленным буддой, телесные ощущения — упоением, а звуки — мантрами. А побочными эффектами такой духовной трансформации становятся улучшение здоровья и повышение градуса наслаждения жизнью.

 

Лучше понять этот механизм позволяет наглядный метафорический образ всадника в доспехах и на коне.

 

1/ Конь — это сами праны (стихии), питающие все тело тонкие энергии основы бытия. Согласно писаниям, по телу движутся пять пран, а тантрические практики помогают развивать чувствительность к их потокам с помощью воображения, дыхания, поз и движения:

  • Поднимающая прана (земля) отвечает за органы чувств и питает мышление; 
  • Прана жизненной силы (эфир) отвечает за полноту жизни и силу воли;
  • Прана, подобная огню, отвечает за пищеварение, порождает телесное тепло;
  • Вездесущая прана (воздух) перемещается по всему телу, энергетически и физически связывая разные его части, разносит питательные вещества и кровь, передает нервные импульсы, помогает уму сосредоточиться;
  • Опускающая прана (вода) отвечает за жидкости в теле, устраняет все нежелательное в разных областях жизни, толкает энергию вниз, к сексуальному энергетическому центру. Ее назначение  порождать блаженство.

2/ Путь — 84 000 грубых, тонких и сверхтонких каналов тела, по которым движется прана. Это кровеносные сосуды, нервы, лимфатические протоки, энергетические каналы и пути для очень тонкой праны, олицетворяющей недвойственную осознанность.

 

3/ Всадник — аспект ума, управляющий праной. 

 

4/ Доспехи — это форма в рамках практики, которая служит якорем для ума и не дает ему блуждать. Это могут быть символ, асана, мантра или слог, например «Ом».

 

В основе Дзогчен, одного из направлений тибетского буддизма, лежит знание о Великой Матери-Пустоте, которая олицетворяет пространство (эфир). Из нее возникают оставшиеся четыре элемента как символы проявления качеств осознанности (светоносности). Другими словами, светоносность — это способность «высвечивать» явления в своем восприятии, замечать их и наблюдать. Эфир в этой концепции — безграничный элемент вне формы, цвета, облика, рождения и смерти. Он рождает внешнее: землю, воду, огонь и воздух.

 

Без связи с пространством почва уходит из под ног, поэтому духовный путь в этой традиции начинается с настройки на элемент эфира, например, с помощью практики трекчо (созерцания неба). Только после того, как ученик достиг устойчивости в этой технике и нащупал связь с пространством, а значит и с чистым светом переживания (оставшимися 4 элементами), учитель дает ему практику тогал (темного затвора). Йогин проводит месяцы в помещении или в пещере без единого луча света. Если его ум пребывает в естественном состоянии, то медитация соединяет его сущность с сущностью элементов, и все 5 стихий, включая эфир, приходят в равновесие. Иногда эту практику дополняют 5 позами, по одной на каждый элемент, чтобы открыть в теле каналы и помочь течению праны. Если ученику удастся полностью слиться с пространством, он обретает радужное тело, а вместе с ним — ощущение, будто он соткан из лучей света.

современный подход /
телесные паттерны, навеянные природой

В современном прочтении идея стихий нашла себя в embodiment подходе, в рамках которого интеллектуальные, эмоциональные и телесные проявления сливаются воедино и взаимно отпечатываются друг на друге. Подход Focus Leadership, придуманный Джинни Уайтлоу, мастером дзен, специалистом по бизнес-развитию и создательницей «Института дзен-лидерства», основан на развитии личных качеств с помощью телесных паттернов, соответствующих стихиям.

 

Теория базируется на исследовании движений тела и работе мышц. В рамках нее утверждается, что меняя свой телесный паттерн можно ослаблять или усиливать эмоции, корректировать личностные качества и углублять осознанность. Всего в подходе выделяется 4 телесных паттерна:

 

1/ Драйвер (огонь): тело целеустремленно наклонено вперед при ходьбе, а сидя подается навстречу собеседнику; в положении стоя опорная нога впереди; движения резкие, хаотичные и свободные, дыхание быстрое, ритм жизни энергичный, взгляд сфокусированный, пристальный. Сила человека c таким паттерном — в любопытстве и верности своим целям. Его эмоции часто могут бить через край. Он легко бросает вызов Вселенной, не стесняется заявлять о своих желаниях и требовать от мира самого лучшего.

 

2/ Сотрудничающий (вода): тело расслабленно и немного отклонено назад во время ходьбы, а сидя ищет сзади опору; опорная нога в положении стоя обычно сзади; движения плавные, медленные, дыхание глубокое, взгляд мягкий, а фокус широкой. Сила человека с таким паттерном — в эмпатии. Он предан своей миссии и людям, с которыми он на одной волне. Вселенная для него — изобильное и безопасное пространство, в котором можно без опаски делиться мыслями и чувствами, заботиться о себе и внимательно слушать других.

 

3/ Организатор (земля): тело как бы направлено вниз и стремится принять устойчивое положение, врасти в землю; в положении стоя опора на обе ноги; походка и дыхание замедлены, а движения спокойные и скупые, взгляд чаще опущен и рассматривает детали. Сила человека земли в видении вещей такими, какие они есть. Его сложно вызвать на сильные эмоции или откровенность, но у него в арсенале всегда есть пара дельных советов. Вселенная для него — место, которое всегда в порядке благодаря организации и дисциплине, спискам и планированию.

 

4/ Мечтатель (воздух): тело расслабленно, подвижно и стремится вверх; в положении стоя его будто вытягивают за макушку, походка легкая, немного подпрыгивающая; движения свободные, непредсказуемые; взгляд направлен вверх и стремится охватить все пространство сразу. Сила человека стихии воздух в потоке вдохновения. Для него Вселенная — это приключение, пазл и загадка, решить которую можно, генерируя идеи, смотря широко и с разных углов на ситуации и людей и находя нестандартные решения.

 

Все аспекты жизни проходят через призму стихий и складываются в уравнение Mind + Body + Soul = Universe, что подтверждает и тибетский лама Тендзин Вангьял Ринпоче: «Теплота солнца и теплота сердца отличаются по степени, но не по сути. Воды океана не отличаются от влаги наших тел. Наша плоть создана из элемента земли и в земле же растворится. Воздух в наших легких – тот же самый, в котором парит ястреб. Пространство, в котором возникает вселенная, пространство, которое занимает в гостиной диван, и пространство, в котором возникают наши мысли, — одно и то же пространство, и оно священно».

Юля Зайцева-Малышева, редактор Your Om