В священном тексте «Гаруда-пурана» Господь Вишну посвящает свою птицу Гаруду в тонкости человеческого тела и ума, раскладывая их проявления на стихии: кожа, кости, нервы, волосы и плоть — пять свойств земли; телесные жидкости и костный мозг — пять свойств воды; голод, жажда, сон, сексуальные желания и лень — пять свойств огня; сгибание, бег, прыжки, растяжка и движение — пять свойств воздуха; речь, мысль и ее отсутствие, иллюзии и умственная нестабильность — пять свойств эфира. На эти взаимосвязи и знание того, что вечные первоэлементы закладывают нашу телесную конституцию, опирается наука жизни — аюрведа.
Еще в момент зачатия стихии складываются в уникальную для каждого человека пропорцию (пракрити), и проявляются как сочетание трех основных принципов,
или дош: вата (эфир), питта (огонь и вода), капха (вода и земля). Эта комбинация постоянно меняется под влиянием стиля жизни (питания, сна, эмоций) и окружающей среды, отражая в текущем моменте физическое и ментальное здоровье. Лекари умеют по пульсу определять изначальную пракрити, данную при рождении, и возвращают элементы на исходную, прибегая к аромамаслам, специям, порошкам из минералов, травяным настоям, масляному массажу и йоге.
Но сущность элементов в живом существе раскрывает себя не только в грубой материи. Еще во времена шаманизма она считалась частью души.
Чтобы соединиться с ее исцеляющей энергией, нужно было обратиться напрямую к первозданным элементам нетронутой природы: помедитировать на морском берегу, взобраться на горный пик, уединиться в лесу, степи или пустыне. Эти техники актуальны и сейчас.
Последователи тантры рассматривают стихии как жизненные энергии тела — праны. А поскольку тантра — это путь блаженства и преображения, элементы используются для трансформации 5 токсичных эмоций в 5 благих качеств: гнев в любовь, жадность в щедрость, ревность в открытость, гордость в покой, а неведение в мудрость. Так страдающее существо становится просветленным буддой, телесные ощущения — упоением, а звуки — мантрами. А побочными эффектами такой духовной трансформации становятся улучшение здоровья и повышение градуса наслаждения жизнью.
Лучше понять этот механизм позволяет наглядный метафорический образ всадника в доспехах и на коне.
1/ Конь — это сами праны (стихии), питающие все тело тонкие энергии основы бытия. Согласно писаниям, по телу движутся пять пран, а тантрические практики помогают развивать чувствительность к их потокам с помощью воображения, дыхания, поз и движения: