28/03/2023
ROSES ARE RED, VIOLETS ARE BLUE: ЧТО ТАКОЕ ТЕРАПИЯ ПОЭЗИЕЙ И КАК ОСВОИТЬ ЭТОТ МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНО?
Маяковский писал: «Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха». Не для каждого глубокого переживания можно подобрать слово, но их метафорически и ритмически организованные комбинации могут дать форму бессознательному, помочь пережить горе, проработать травму, осмыслить мир и свое место в нем. Разбираемся, как устроена стихотерапия в теории и на практике.
Reading with dog and deer, 1927
Издревле человек искал объяснение своему состоянию, переосмысливал, присваивал и передавал опыт, используя метафорическое мышление. C первобытных времен и вплоть до развития рационалистической философии Рене Декарта (XVI век) ментальное врачевание и искусство были неотделимы друг от друга. Чувства, мысли и ощущения люди естественным для себя образом запечатлевали в творчество: наскальную живопись, мелкую пластику, тотемные амулеты, доисторические музыкальные формы, а затем — в сказаниях, песнях и поэмах.

Взаимодействие между психикой и стихотворным слогом:

4 факта из истории


1. Наиболее древним поэтическим произведением считается символический «Эпос о Гильгамеше» (XVIII—XVII век до н. э.). В нем на протяжении полутора тысяч лет аккадский и шумерский народы иносказательно рефлексировали об этике и дружбе, окружающем мире, месте и судьбе человека в нем.

2. Древнегреческие философы-стоики (3000 г. до н.э.) утверждали, что чтение эмоционально заряженных историй пробуждает в людях их собственные схожие чувства. А стороннее наблюдение за нарративом помогает быстрее их прожить и переосмыслить.

3. Согласно Национальной ассоциации поэтической терапии (NAPT) первым терапевтом, который официально начал лечить поэзией, считается древнегреческий врач Соран Эфесский (~I в. н.э.). Своим пациентам с маниями он прописывал чтение трагедий, а с меланхолией — комедий.

4. В 1916 году исследователь Сэмюэл Крозерс ввел термин «библиотерапия». Это метод поддерживающей психологической самопомощи, где в процессе направленного чтения литературных произведений вырабатываются навыки стабилизации самочувствия, эмоциональной регуляции и культивации состояний: от ощущения безопасности и спокойствия до уверенности в себе и радости.
Современная психотерапия переработала опыт прошлого и успешно продолжает использовать поэзию для регуляции стресса и проживания травм. «Создание связного нарратива — соотнесение причины и следствия — это важный элемент исцеления», — пишет социальный психолог и автор книги «Нелюбимая дочь» Пег Стрип. Как выглядит этот процесс в теории и на практике?
ТЕОРИЯ:
КАК ПРОХОДИТ СЕАНС СТИХОТЕРАПИИ
Согласно модели доктора философии и редактора журнала Poetry Therapy Николаса Мацца, три главных компонента терапии поэзией:

Рецептивный (предписывающий)
Отталкиваясь от темы сеанса, терапевт зачитывает вслух стихотворение или отрывок из него, наблюдая за вербальными и невербальными реакциями доверителя. И затем приглашает исследовать их с помощью наводящих вопросов: «я заметил, что вы нахмурились на этой строке, можете ли вы рассказать мне почему?»; «вас тронуло какое-то конкретное слово?»; «какие ощущения в теле вызвало у вас стихотворение?».

Выразительный (творческий)
Терапевт предлагает доверителю написать поэтическое письмо. Он может помочь запустить и направить творческих поток, предоставив подходящий стих и попросив выбрать из него строку, чтобы человек начал с нее собственный. Этот метод помогает разблокировать эмоции и воспоминания и выразить их. Важная задача терапевта — снизить напряжение от процесса, объяснив, что создание терапевтического стихотворения не сковано жесткими правилами, а результат не должен быть идеальным.

Символический (церемониальный)
Через использование метафор, ритуалов и символов терапевт приглашает доверителя глубже зайти в сложные эмоции и переживания (пережить катарсис), объяснить их себе и переработать. Этот метод особенно эффективен для тех, кто столкнулся с потерей, разводом или смертью близкого. Например, написание стиха-письма для умершего может стать полезным шагом в процессе принятия и проживания горя.

Как проходит сеанс на групповой, парной или семейной терапии


Терапевт задает слово или тему и просит каждого члена группы ее раскрыть. Затем он объединяет результаты рефлексии в одно произведение, которое можно использовать для совместного обсуждения.

Терапевт приглашает членов группы по очереди или в унисон прочитать стихотворение. И советует каждому вести личный дневник для заметок о своих переживаниях от прослушивания и чтения.

Терапевт предлагает каждому написать письмо персонажу стихотворения, прочитанного во время сеанса: прояснить свою реакцию на его поведение и рассказать ему о своих эмоциях. Письмо также можно адресовать собственным чувствам, возникшим в процессе слушания произведения. Это помогает визуализировать их в образ, отделить от себя.
ПРАКТИКА:
ОТ НАСТРОЙКИ И ОБРАЗА К МЕТАФОРЕ И СОЗДАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В своем выступлении Everything you need to write a poem (and how it can save a life) на TEDxUTSC (совместно с Университетом Торонто) канадский поэт и кинорежиссер Дэниел Скотт Тисдал отметил, что всех нас объединяет две вещи: сенсорный опыт и необходимость обсудить его с кем-то. Осознанный рассказ поможет взглянуть на пережитое с других ракурсов и сублимировать эмоции. Сделать это может каждый из нас. Мы все уже обладаем самым важным, чтобы выразить свои мысли, эмоции и ощущения через поэзию — «опытом любви и потери, радости и боли». Остальные инструменты создания стихотворения легко освоить. Дэниел дает поэтапную инструкцию — от настройки на практику и подбора правильных слов до формирования полноценного произведения.

1. Этап образа. Воображение — язык, который стимулирует чувства и помогает сохранить и предъявить себе и другим наш сенсорный опыт: визуальный, слуховой, вкусовой, осязательный, обонятельный. Представьте событие, о котором хотите рассказать, в мельчайших деталях. Почувствуйте его на уровне тела, мыслей и чувств.

Вопросы для рефлексии и настройки


«Какие образы сейчас всплывают у меня перед глазами? Какой запах или вкус ассоциируется с этим воспоминанием? Какие тактильные ощущения и звуки присутствовали в рамках опыта?».

«Что необычного, странного, запоминающегося было в моей истории? Что первым накатывает с воспоминанием? Какие ощущения в теле я испытываю, представляя событие?».

«Было ли в произошедшем то, что явственно отсутствовало? (например: если не было звуков — были молчание и тишина, если ощущений — замирание и онемение, если цвета и света — темнота). Что я ощущаю в связи с этим?».

«По чему я скучаю или горюю больше всего, когда вспоминаю об этом опыте? На что злюсь? Чему радуюсь? Что еще чувствую?».
После рефлексии запишите слово, фразу или строку, которая ярче всего отражает пережитое.

2. Этап метафоры. Иногда у нас не хватает слов для выражения что-то невидимого, смутного, расплывчатого. В этом случае мы можем прибегнуть к сравнению, обороту «как будто бы» или «подобно». На что похож ваш образ? Это может быть что-то природное или одушевленное (растение, животное, местность, явление, сезон) или созданное руками человека (изобретение, профессия, хобби, игра, спорт, инструмент). Например:

Пусть же в сердце твоем,

как рыбы, бьется живьем

и трепещет обрывок

нашей жизни вдвоем (И. Бродский).

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей – поперек!

Родимого пятна не сыщет! (М. Цветаева).

Любовь любому рожденному дадена, —

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва. (В. Маяковский).


«Хорошая метафора сочетает в себе уместность и неожиданность, правду и новизну». Соединяйте и комбинируйте метафоры.

3. Этап ритма. Связывать слова в музыкальный поток с нужным темпом можно не только с помощью рифмы. Для этого есть два приема: аллитерация (повторение одинаковых согласных в рамках стиха) и ассонанс (повторение одинаковых гласных в рамках стиха). Перефразируйте свой текст в соответствии с ними. И озаглавьте готовое произведение.

Иногда, чтобы пережить катарсис, нужно быть услышанным большой аудиторией. «Нередко, прочитав какое-нибудь стихотворение, мы не находим никакого удовлетворения, а между тем мы испытываем большое удовольствие, когда читаем это стихотворение другому» — написал философ Адам Смит в своей «Теории нравственных чувств». Поэтому не только создание, но и чтение и слушание поэм имеет исцеляющий эффект. Отличный способ ощутить это — собраться небольшой компанией самых близких и почитать стихи вслух по очереди, а затем обсудить их, создавая безопасное пространство для размещения эмоций каждого участника: активное слушание, время и внимание, отсутствие критики.

Мы не можем изменить случившееся, но посмотреть на него со стороны, переработать и присвоить — в наших силах. И поэзия — один из путей соединения со своим внутренним творцом, задающим вопросы и исследующим.
Юлия Зайцева-Малышева, редактор Your Om