27/11/2020
#NODRAMAFASHION: ИСТОРИЯ ВИНТАЖА И ЕГО РОЛЬ В МИРЕ МОДЫ И ЭКОЛОГИИ
Покупка винтажной одежды может быть не только способом пополнять гардероб и воплощать в жизнь культовые образы из кинолент прошлого, но и голосом против расхода ресурсов планеты. С чего началась история винтажа, как новая волна любви к старым вещам захлестнула мир и что это значит для экологии, разбираемся в этой статье с авторкой Your Om Елизаветой Кулачковой.
Lucia Zolea
ВИНТАЖ — ЭТО...?
ОТКУДА ПРИШЕЛ ТЕРМИН И ЧТО ОН ЗНАЧИТ В КОНТЕКСТЕ МОДЫ


По словам Нэнси Л. Фишер, профессора в области исследований гендера, сексуальности и экологии, винтаж родился, чтобы противопоставить себя массовому потреблению. Термин произошёл от французского «vintage» и относится к «винному веку», где слово указывает на год урожая. Зная винтаж, можно определить качество вина, опираясь на погодные условия во время сбора сырья — вспышки жары, сильные ливни или заморозки влияют на характер вкуса, окрас и аромат вина. В одежду термин пришел в 1965 году, знаменуя собой идею о ее «хороших сортах».

Не любое раритетное платье, найденное на барахолке или гаражной распродаже — винтаж. Вещь должна быть «в возрасте» (минимум 20 лет) и с легко читающимися модными тенденциями прошлого. Такие предметы — квинтэссенция стиля ушедшей эпохи, у каждой из которых свои черты. Например:
— 1960-е: короткие геометрические платья, брюки-сигареты, психоделические принты, яркая виниловая обувь на низком каблуке, цветные колготки, украшения в стиле pop-art.

— 1970-е: платье-кафтан и платье-кимоно, брюки-палаццо и джинсы клеш, джампсьюты, пончо, туфли на танкетке, кепка газетчика.

— 1980-е: яркий деним, нейлоновые ветровки, поло, пиджаки и блузы с наплечниками, свитера оверсайз, пышный рукав, оборки, кружева и ленты.

— 1990-е: кроп-топы, комбинезоны из денима, леггинсы, байковые рубашки в клетку, обувь в стиле гранж, чокеры, серьги-кольца большого диаметра.
VINTAGE PAST AND FUTURE:
ОТ СУБКУЛЬТУР И ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДО МЕЙНСТРИМА


Раньше ретро-шик был неразрывно связан с субкультурами: битники в секонд-хенд юбках 30-х годов, хиппи в длинных эдвардианских пальто, панки в поношенной одежде, символизирующей анти-моду и протест против капитализма. Но из-за экономического спада 1970-80-х годов винтаж стал мейнстримом, и «тряпичные рынки» стерли границы между высокой модой и уличным стилем.

Помимо этого, все более очевидными становились негативные экологические последствия переориентации модной индустрии на массовое производство (небольшую историческую сводку об этом вы можете прочитать в нашем материале про устойчивую моду). Стремление сохранить планету спровоцировало новую волну интереса к винтажным вещам, а с ним — стремительный рост рынка ресейла после начала 2000-х годов. С тех пор тренд только набирает обороты — исследования крупнейшего в США онлайн секонд-хенда ThredUp показывают, что 1 из 3 представителей поколения Z выбирает винтаж вместо масс-маркета.

Своей популярностью винтаж обязан и знаменитостям. Еще в 2000-м году Вайнона Райдер, вопреки стереотипам, появилась на церемонии вручения «Оскар» в платье 40-х годов от франко-американской кутюрье Pauline Trigere. А в 2001 году Джулия Робертс получала награду за фильм «Эрин Брокович» в черно-белом платье Valentino 1992 года. С тех пор с каждым годом все больше звезд выгуливают наряды прошлых лет на красных дорожках.

Винтаж взял новую высоту с выходом в онлайн-пространство. В 2006 году София Аморузо, будущая основательница Nasty Gal, создала витрину с винтажными вещами на eBay. Сначала она просто продавала ретро-вещицы, стоимость которых увеличивала в несколько раз, а затем стала владелицей крупного мультибрендового магазина. В постоянном разделе «Винтаж» были собраны вещи от Chloé, Yves Saint Laurent и Moschino, периодически появлялись подборки Gucci, Chanel и Dior. В 2017 году проект обанкротился, но за 11 лет успел трансформировать рынок, пропитав его любовью к одежде с историей.

Доля винтажной одежды и секонд-хенда стремительно растет. Ожидается, что к 2025 году в США он составит 6% от общего рынка торговли одеждой, а к 2027 — 11%. Мобильные технологии делают процесс продажи вещей проще — достаточно сфотографировать предмет и сразу выложить его с кратким описанием на сайт, в социальную сеть или приложение. Вещи становятся доступнее — теперь не нужно часами скитаться по подвалам секонд-хендов и рыться в коробках с вещами на блошиных рынках в поисках того самого платья. Помогают и набирающие популярность ресейл-платформы, например, The RealReal или Vestiaire Collective, где можно купить подержанные вещи люксовых марок. А вклад в рост популярности винтажа оффлайн вносят организаторы эстетичных курируемых маркетов вроде Московского Vintage Marketplace. Локальные проекты и свопы с друзьями также продолжают поддерживать экологичную идею вторичного ношения одежды.
5 ПРИЧИН ВЫБРАТЬ ВИНТАЖ
— Вещи редко повторяются и позволяют владельцу выразить индивидуальность через уникальные сочетания.

— Хорошее качество одежды из-за небольших объемов производства в прошлом.

— Флер истории и часто невысокая цена.

— Впечатления. Попытка найти «свою» вещь напоминает охоту.

Секонд-хенд и винтаж — это голос эко-активистов и сторонников осознанного потребления за процветающее будущее Земли.
Переориентация модной индустрии на массовое производство вывела ее на второе место в мире по уровню загрязнения биосферы. Теперь новая одежда — это 10% от мировых выбросов парниковых газов. Агентство по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency) подсчитало, что свалки пополнились 11,2 миллионами тонн текстиля только в 2017 году.

Но осознанный подход к шоппингу положительно влияет на планету: по данным WRAP, за 2014 год благодаря ему мы ежегодно экономим 608 тонн CO2 и 300 000 м3 воды. И наполняем гардероб вещами с более высокой ценностью и сроком службы.

Еще больше фактов и исследований о влиянии модной индустрии на экологию ищите в нашем курсе Zero Waste Now, а советы по уходу за одеждой — в этой статье. Доступ ко всем нашим курсам вы можете получить по ежемесячной или полугодовой подписке!