29/06/2020
YOGA O'CLOCK: 4 НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ У ВСЕХ НА СЛУХУ, ИХ ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ
«Говорят, что два человека никогда не смогут напиться из одного и того же источника; для каждого из них вода будет иметь свой вкус. Так и с йогой — она одна, хотя для нее и существует много разных названий». Мы окунулись в историю четырех направлений йоги, о которых вы точно слышали, чтобы рассказать, на какие этические принципы и физиологические аспекты опирается каждое из них и чего ожидать на первом занятии.
Hayley Rose
Класс, к какому бы стилю он не относился, зависит от учителя, который определяет нагрузку, скорость перехода из асаны в асану и их последовательность, музыку (или ее отсутствие) и атмосферу. Кто-то предпочтет проводить занятие при свете свеч и на фоне мантр, окурив помещение благовониями. Кто-то включит свою подборку современной музыки и верхний свет и тщательно проветрит помещение. Заявленная в расписании хатха-йога может напомнить вам класс виньяса-флоу, а урок йоги Айенгара может показаться более динамичным, чем обычно. Поэтому лучший способ подготовить ум к занятию — оставить при входе в зал ожидания и с любопытством открыться новому опыту.
ХАТХА-ЙОГА:
НАЧАЛО НАЧАЛ И ТЕЛО ВО ГЛАВЕ УГЛА
Хатха-йога стала прародителем всех известных нам направлений йоги. Термин «хатха» означает «усиленный», «чрезмерный», но иногда его наделяют мистическим смыслом и интерпретируют как символ единения «ха» («внутреннего солнца», тепла и силы ума, текущих через канал Пингала) и «тха» («внутренней луны», прохлады и силы эмоций, текущих через канал Ида). Такая метафоричность иллюстрирует одну из целей хатха-йоги, или «йоги с натугой» — научиться балансировать между рациональностью и интуицией, левым и правым полушариями мозга, сознанием и телом.

Рождение этого направления в XIII веке прочно связано с предполагаемым проявлением Шивы, Гуру Горакшанатхом, и его почитателей (натхов). Согласно их древним текстам, человеческое тело тождественно космическому телу Шивы, поэтому оно способно быть таким же совершенным, как духовное. Техники Хатха-йоги изначально были призваны превратить тело в сосуд, невосприимчивый к смертному распаду. «Гхеранда-самхита», один из трех классических текстов по хатха-йоге, сравнивает тело с глиняным горшком, который нужно обжечь в огне йоги, чтобы очистить от всех болезней. Даже пробуждение (самадхи) в этой традиции рассматривается не как мыслительное событие, а как что-то, воздействующее на все тело целиком. Это делает направление инструментом, призванным помочь проявиться конечной реальности в ограниченном человеческом теле-уме.
ПРАКТИКУ ХАТХА-ЙОГИ СОСТАВЛЯЮТ:
— Шад-крийи. Это очистительные ритуалы, которые совершаются перед практикой. Для выполнения большинства требуется сноровка и подручные средства, поэтому их не делают в рамках класса. Самая известная и простая техника, которой вы можете обучиться и практиковать по утрам — наули. Это массаж внутренних органов с помощью прямых мышц живота, который способствует притоку крови к органам брюшной полости и улучшает пищеварение.

— Пранаямы. Это обязательная ступень перед асанами. Она нацелена на достижение контроля над дыханием.

— Асаны относятся к работе с физическим телом и делают его крепким, устраняя пассивность.

— Бандхи (замки). Они удерживают жизненную энергию внутри определенных зон тела для того, чтобы эта сила впоследствии могла быть использована в нужный момент.

— Мудры. Или комбинации пальцев, действие которых связано с биологически активными точками на ладонях. Одна из функций мудр — помогать концентрироваться.

— Медитации. Или упражнения на развитие внимания. Они успокаивают ум и учат управлять ментальной энергией.
На занятии у вас будет возможность хорошо разогреться, проработать каждую мышцу и попробовать себя в силовых асанах после активных дыхательных практик, а после класса — ощутить легкость в уме.
ДЖИВАМУКТИ-ЙОГА:
ДЫХАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОТОК

Санскритское слово «дживанмукти» составлено из двух слов: «джива» — «индивидуальная душа», и «мукти» — «освобождение». Это направление основали Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон. Но до того, как они открыли свою первую школу на Манхэттене, а дживамукти-йога стала их фирменным знаком, Дэвид и Шэрон долго жили в Индии и учились у гуру Свами Шивананды и Свами Нирмалананды. В последующих поездках они обучались у Шри К. Паттабхи Джойса. Каждый учитель направлял их к развитию своего понимания йоги: современной, но основанной на древней традиции; и давал благословение на включение учения в будущий метод. Так йога стала для пары отражением убежденности в том, что современный человек может духовно развиваться, достигать освобождения и при этом вести активную и насыщенную жизнь.

Шэрон и Дэвид сформировали 5 принципов, благодаря которым этот вид йоги сохраняет целостность, учитывая физический и психологический аспект и продолжая быть мистическим путешествием к просветлению.
— Ахимса — образ жизни, в котором нет места насилию. Эта ступень базируется на нравственном вегетарианстве и веганстве, защите животных и окружающей среды и социальной активности, которая направленна не на критику системы, а на совершение внутренней революции.

— Бхакти — служение и богопознание как цель практики. Этот принцип заключается в поддержании взаимопонимания и терпимости между различными религиями. На классе такую атмосферу символизирует алтарь, иконы, изображения гуру и мантры.

— Нада — развитие в себе умения слышать голос Вселенной с помощью концентрации на звуке. Во время выполнения асан на занятиях часто звучит музыка, которая помогает утончению слуха, а киртан (попеременное пение «солист-хор») помогает утончению речи.

— Шастра — изучение священных текстов как первоначальных источников знания. Цитаты из них иногда в начале или в конце класса может зачитывать учитель. Обычно они взяты из «Йога-сутр» Патанджали, руководства «Хатха-йога-прадипика», «Бхагавад-гиты» или «Упанишад».

— Медитация — практики концентрации внимания. База для достижений в практике йоги и неотъемлемая часть каждого группового или индивидуального занятия.
На классе вы обязательно споете или послушаете пару мантр, плавно поперетекаете под музыку из одной асаны в другую, сочетая вдохи и выдохи с движением тела, и поучитесь привносить аспект медитации в каждую позу и каждый цикл дыхания. В традиции дживамукти-йоги существует тема месяца, например, намерение, мантра, гуру, музыка. Преподаватели метода раскрывают ее, опираясь на древние учения.
АШТАНГА-ВИНЬЯСА ЙОГА:
ПУТЬ ДИСЦИПЛИНЫ


Изначально аштанга-йога (санскр. «ашта» — восемь) — это «духовный кодекс» из 8 правил, соблюдение которых открывает дорогу к гармонии и просветлению. Он лежит в основе практики. Слово «виньяса» переводится как связь дыхания и движения и в рамках йога-класса представляет собой последовательность Чатуранга — Урдхва Мукха Шванасана («собака мордой вверх») — Адхо Мукха Шванасана («собака мордой вниз»), которую студенты повторяют после каждой статичной асаны.

В начале 1900-х годов индийский йогин и философ Шри Т. Кришнамачарья начал популяризировать йогу в Индии: давал уроки, устраивал демонстрации и организовывал классы в гимназиях. Ссылаясь на древние источники, он обрисовал последовательность поз йоги, в которой переплетались мудры, пранаямы, бандхи, медитации, асаны и повторение мантр. А его ученику, Шри Паттабхи Джойсу, удалось сохранить и систематизировать основы направления, после чего стиль аштанга йоги стал самым популярным в студиях США, Канады, Великобритании, Австралии и других странах, что подтверждает последний глобальный опрос Yoganatomy.

Существует 3 серии выполнения практики аштанга-виньяса йоги. Такое разделение объясняется разным уровнем сложности и воздействием на организм. Внутри каждой серии сохраняется определенная последовательность из Сурьи Намаскар, асан стоя, асан сидя и перевернутых асан. Первая серия, «йога-чикитса», избавляет от болезней и предотвращает их. Вторая серия, «нади-шодхана», предназначена для очищения нервных каналов. Третья (продвинутая) серия, «стхира-бхага», состоит из четырех частей и основана на достижении внешней и внутренней силы и гармонии. Переход к каждой серии требует полного освоения предыдущей. У кого-то на это может уйти год, а у кого-то несколько лет.
— Майсор-классы — это утренние практики, на которые все приходят с распечатанной последовательностью поз или уже зная ее наизусть. Все учатся отстраивать позы, индивидуально разбирают их с учителем, практикуют асаны из последовательности и находятся в них столько циклов дыханий, сколько необходимо. Именно с майсор-классов стоит начинать свое знакомство с аштанга-йогой.

— Лэд-классы — вечерние йога-практики под счет. Они без отстроек асан, помогают поймать поток и научиться быть в моменте.
Стиль понравится тем, кто любит челленджи, серьезную нагрузку и быстрый результат. А если вам кажется скучным повторение одной и той же последовательности, присмотритесь к виньяса-флоу йоге. Это более гибкая и творческая форма аштанга-виньясы, которая даст разнообразие, но сохранит возможность совершенствоваться в потоке непрерывного движения и дыхания во время практики. А как уверенно влиться в этот поток, не потерять вдохновение и безопасно освоить базовые асаны, вы узнаете из курса Yoga Flows & Basics. Доступ ко всем нашим курсам вы можете получить по ежемесячной или полугодовой подписке!
ЙОГА АЙЕНГАРА:
БЕРЕЖНЫЕ ОТСТРОЙКИ БЕЗ СПЕШКИ

Как и Паттабхи Джойс, Б.К.С. Айенгар начал практиковать йогу под наставничеством йогина Шри Т. Кришнамачарьи. Рождение его собственного авторского направления на базе хатха-йоги стало результатом сплава преподавания, личной ежедневной многочасовой практики, изучения и тестирования множества техник и экспериментов с их сочетаниями. Последовательность от простого к сложному, элементы йога-терапии и сильный теоретический аспект (обоснование и детальный разбор каждой позы) делают стиль универсальным и безопасным способом выстраивания контакта с телом и работы с умом.

На классе преобладают статичные позы, а идея бережного отношения к себе и сонастройки со своим ритмом через правильную работу с мышцами пронизывает практику. Точнее отстроить позу на классе помогают пропсы, разработанные Айенгаром: болстеры, валики, ремни, кирпичи, планки, скамейки, стулья и одеяла. Они поддерживают асану, учитывая индивидуальные анатомические особенности. Это позволяет находиться в ней без боли и отдавать больше внимания внутренней работе — cохранению качества позы с помощью микродвижений. Это обеспечивает гармонизацию состояния органов и нервной системы, процессов очищения и работы всего организма. Каждая асана выполняется в течение 5-8 циклов дыхания, затем идет плавный переход к следующей. По мере укрепления мышц и концентрации внимания время фиксации в позах увеличивается, а осознавание дыхания, работы мышц и движения ума становится глубже — асаны и пранаямы переходят на уровень медитации.

В школах йоги Айенгара занятия обычно строятся по принципу «одна неделя — одна группа асан»: позы стоя, наклоны вперед и скручивания, прогибы назад, восстанавливающие позы/релаксация/пранаяма, произвольная программа преподавателя. Перевернутые позы есть в любую неделю. После нескольких классов у вас больше не возникнет вопросов, где находится подвздошная мышца, что такое диафрагма и как работает принцип компенсации, а при должном усердии контакт с телом будет крепнуть с каждой асаной.
Юля Зайцева-Малышева , редактор Your Om